Большая Прогулка. Музей дальней авиации в Полтаве.
Таким нехитрым перечислением сотрудники музея авиации и космонавтики сперва отхотели нам туда ехать. Но, с другой стороны, сообщили, что некоторые экспонаты там можно посмотреть изнутри, чего нет в киевском музее. Ну и надо помнить, что он называется музей дальней или стратегической авиации, а это немножко иное, чем истребители и прочие небольшие летательные аппараты. Кроме того сообщили, что в/ч, на территории которой находится музей, теперь снова действующая, и записывать на экскурсию надо заранее, а сегодня еще и полеты, так что шансов не много. Ок, мы любим препятствия и места, в которые сложно попасть.
Ту-95
После звонка в музей, экскурсовод согласился нас принять, если мы успеем доехать за двадцать минут. Ну, Ситигид на планшетах Аркос нам в этом помогли и мы были на месте вовремя. Но некоторое время пришлось провести на проходной – сперва дежурный решал проблему выезда какого-то грузовика, у которого не было документов, потом решал вопрос с нашими фотоаппаратами. Экскурсовод дал чесное слово, что проследит, чтобы мы не снимали чего не надо и после преодоления формальностей мы попали на территорию в/ч и дошли до музея.
Ту-16 с крылатой ракетой. Его схема дозаправки в воздухе "крыло к крылу" погубила десятки экипажей. Дело в том, что маневрируя на этой махине рядом с топливозаправщиком, с точностью до метра(!) пилот не видит из кабины собссно конца крыла, где расположен механизм, обеспечиввающий дозаправку и вынужден руководствоваться подсказками заднего стрелка. Ахеренно придумано, ничего не скажешь…
Экскурсия была очень интересной, экскурсовод сам в прошлом штурман этих машин и много про них знает. Рассказывает с чувством, эмоционально, видно что человек сам болеет этим.
Это настоящий спускаемый аппарат, побывавший в космосе
Ту-22. Тоже угробил немало пилотов – он вовсю уже "служил", а еще не был принят на вооружение. Имел только одно кресло пилота и не было создано ни тренажеров, ни спарки. Таким образом исправить ошибки пилота – новичка было просто не кому.
Ту-22М3 BackFire. Найдите хоть что-то общего с М1 🙂 Вот это уже серьезная машина и служит до сих пор, но не у нас.
Единственный оставшийся в Украине Ту-160. Как я понимаю, в уничтожении флота стратегических самолетов не было никакой необходимости – ядерное оружие уже передали из Украины. Но не захотели тратить денег на содержание. Нет слов…
Ограничусь кратким выводом – посещать Музей Дальней Авиации в Полтаве стоит однозначно.
При необходимости, контакты вам дадут в Музее авиации и космонавтики.
Спешите, неизвестно, сколько еще будут туда пускать.
Ниже еще несколько фото для любителей, в т.ч. изнутри самолетов.
Вертолет Ми-2. До сих пор летают, как учебные.
Кабина Ту-160. Обратите внимание на "истребительные" рукоятки, вместо привычных для больших самолетов штурвалов.
Клавиатура аппаратуры связи
Коридор к выходу
Выход из Ту-160
В Ту-160 вместо бомб и прочего, использовалась кассета револьверного типа. К ней крепилось шесть ракет, она выдвигалась из бомболюка и нижняя ракета стартовала, после чего девайс проворачивался для старта следующей. Бомболюков у Ту-160 два. Итого 12 ракет чистой смерти.
Кабина Ту-95
М1 и М2
Экскурсовод. Хорошо рассказывает, но странно относится к слабому полу 🙂
Наши любимые спонсоры экспедиции:
Если у вас появилось непреодолимое желание добавить меня в друзья, тыц сюда. :))))
Дорогие гости! Дабы не быть забанеными сразу и не бегать потом с траурными воплями про плохого меня, большая просьба перед написанием первого каммента потратить чуток времени и прочесть верхний пост и правила блога в нем, что, несомненно, послужит делу взаимопонимания и пресечения ненужных обид. Заодно узнаете, кто я и почем почему. Сердечное спасибо!
Надо же было маякнуть о посещении музея, я бы подошел поздороваться… Кстати, в Полтаве проходил службу начальником штаба дивизии герой чеченского народа Джохар Дудаев. Так что вы ходили по тем же дорожкам, по которым ходил и он.
Спасибо! Было интересно.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
О как, военный аэродром в Полтаве ожил? Ну ОК. Пора училище ПВО восстанавливать, нет?
Можно я немного добавлю? Ту-22 назывался просто Ту-22 без “М”. М-ки пошли позже, когда таки решили делать замену непростым в эксплуатации и выскоаварийным Ту-22 Blinder и, конечно же, контора Туполева вновь обошла всех конкурентов, предлагая модернизацию, а не новый самолет. Самолет, конечно, оказался полностью новый, но М1 не пошли в серию, а пошли уже М2 и М3. М1-2 отличаются от М3 прежде всего вертикальным против горизонтального клином воздухозаборника. М3 тоже принимали в процессе налета штатных частей и даже не простых налетов, а боевых – Ту-22М3 участвовал в позднем этапе афганской войны. Кстати, В.Верескул, ораганизатор этого музея и командир 185 полка – боевой летчик, как раз и обкатывал М3 в афгане. Для сравнения М0 из Киевского музея:
и М3 из Полтавского: 
То вроде Ту-22КД (б/н 63).
Я тоже так думаю – несет Х-22, а самолет 341-го ТБАП из Озерного Житомирской обл.:
И еще хотел бы добавить насчет Ту-160, что смысл использования этого “стратега” весьма непонятен. Да, самый тяжелый, белый и прочее ко-ко-ко, но главный жупел сверхзвук – лишь инструмент для прорыва дальней ПВО противника и выхода на рубежи пуска Х-55 (х-555), коими он только и оснащается. (Т.е. реальная ПН – 18 тонн). А если копнуть глубже, поковыряв историю, то выясняется, что амеровский Б-1, полетевший еще в 1975, строился под такую же доктрину, и хотя был тонн на 30 легче, но был прямо таки копией Ту-160 (ну в смысле наоборот). Только отчего-то будущую гордость СССР приостановили и перепилили под иные нужды, сделав дозвуковым, применив комплекс мер для огибания рельефа, рлс-малозаметности и расширив номенклатуру вооружений вплоть до внешних подвесов. И напилили в начале 80х под сотню штук уже Б-1Б, которые до сих пор на крыле. Так, что хорошо даже, что этой дряни у нас нет, т.к. что с ней делать – неизвестно, а попилив, кацапам их меньше досталось. Кстати, в сентябре 94 в Полтаву на празднование 50-и летия начала операции Frantic прилетали B-1B, B-52 и заправщик KC-10. Ту-160 тогда тоже прилетел из Прилук. Наверное, это их единственная встреча.
Интересно было почитать. Спасибо. Я так понимаю аналогов JDAM бомб у нас нет ? чтобы использовать их с ту-160 ?
Фиг их, кацапов знает. Давно еще грозились, что вот-вот модифицируют Ту для свободного сброса, но что-то про это не слышно.
Красавцы! Относительно хорошо сохранились.