Как нам обустроить ГАИ. И дороги. Часть первая, ГАИ.

Давно хотел написать свои мысли по этому поводу, но в связи с последними событиями как-то руки не доходили.

Обе темы взаимосвязаны, поэтому считаю это частями одной стати, а не двумя разными.

Поехали.

Почему наше ГАИ стало тем, что мы наблюдали за последние годы?

И почему никому, кто даже искренне хотел его преобразовать, не удавалось это сделать?

Да, то, что ГАИ – это коммерческая организация, о чем сообщают всем новичкам, это известный факт.

Но ведь были уже времена, когда их прижали, и они не брали взятки?

Были.

Толк был?

Нет.

Потому что те, кто реформировал систему был сам с мышлением системы.

Поэтому давайте пока отложим взятки в сторону и разберемся с фактической работой гаишников.

Как у нас построена работа с мотивацией обычного гаишника?

У него есть план по протоколам.

Сделал план – работай на карман.

Надо показательно ужесточить – увеличиваем план и гаишники начинают составлять протоколы на ровном месте.

Надо показательно либерализовать – отменяем план и… и гаишники вообще исчезают с улиц и народ ездит как хочет.

Вот собссно к управлению этим планом по протоколам и сводились все реформы в ГАИ на тему эффективности работы.

И что, нет иного выхода?

А зачем я тогда всё это написал?

Давайте ответим себе на два вопроса.

Первый – кто есть гаишник по сути?

По сути он государственный служащий на зарплате у государства, т.е. народа.

Второй – что мы, народ, ждем от гаишников?

Вряд ли кто-то хочет, чтобы они закрывали глаза на все нарушения.

Но никто и не хочет, чтобы они цеплялись за всякие мелочи.

Как тогда сделать, чтобы гаишник судил "по справедливости", ибо он – первая инстанция в вопросе существенности нарушения правил?

Но это уже третий вопрос.

Отвечая на второй – мы хотим, что бы на дороге был порядок.

Что бы не было аварий, пробок, лихачей, "тормозов" в левом ряду, пьяных за рулем.

Желательно, чтобы дорожное движение было грамотно организовано, что снизит число "нарушений из удобства".

Вроде как и всё, остальное несущественно.

Теперь пробуем, исходя из того, что мы платим гаишнику зарплату и того, что мы от него хотим, ответить на третий вопрос, т.е. придумаем ему "мотивацию", что в коммерческих структурах часто является синонимом слова "зарплата".

Т.е. берем то, что мы от него хотим и делаем его зарплату положительно зависимой от выполнения этих условий.

Итак, что говорит нам логика?

Надо сделать так, чтобы каждый гаишник отвечал за свой участок дорог.

Подразделение – за бОльший участок, и т.д.

Чего мы там не хотим? Аварий?

За каждую аварию на участке – штраф.

За тяжелую – большой штраф.

За снижение аварийности – бонус.

За пробки – штраф.

За их отсутствие – бонус.

За рост средней скорости без роста аварийности – бонус.

Фактически – лихачи, пьяные и пр. – это просто то, что приводит к перечисленным выше проблемам.

Видит гаишник лихача, понимает – он опасен.

Будет авария – будет штраф.

Даже если статьи за опасную езду нет – остановит и сделает замечание.

Две 10-минутные лекции и лихач понимает, что быстрее ездить тише.

Сломался светофор? Вызвал техников, сам стал регулировать.

Видит, что аварийный перекресток – проанализировал причину или подал на это заявку в автодор.

Проследил, чтобы исправили и проверил, что ситуация улучшилась.

Постоянно пробки на перекрестке? Аналогично.

Вот при такой системе ГАИ будет заниматься тем, что написано у нее в уставе – профилактикой и предупреждением нарушений и дорожных происшествий, а не наказаниями и поборами.

И гаишник не будет сидеть в кустах с радаром, а заниматься тем делом, за которое мы ему платим.

А вместо радара он что-то придумает для снижения общей скорости движения на опасном участке.

С другой стороны он не будет писать на вас протокол по пустякам, теряя время, за которое он может заработать бонусы (или потерять на штрафах).

Ну и эта часть ГАИ должна быть, наверное, местного подчинения, муниципальная.

А, всё-таки, взятки?

Я уверен, что если выключить "пылесос", когда вышестоящее начальство требует план по налу, уже на 90% взятки уйдут.

Плюс достойная зарплата (с мотивацией), социальная защита, пенсия – т.е. всё для того, чтобы чем дольше гаишник работает, тем больше он боялся потерять работу.

Ну и плюс служба внутренней безопасности – и про взятки можете забыть.

Вот такую схему (в первом приближении) я вижу, чтобы раз и навсегда заставить ГАИ выполнять свои функции и превратить рядового гаишника из врага водителя в его друга.

Что скажете?

P.S. Мне правильно напомнили про средства технического контроля. Собирался написать, но в процессе – забыл 🙂

Думаете почему отменили письма счастья?

Незаконно?

Да, но когда это власть беспокоило.

Просто камере ксиву не покажешь.

Надо подвести законные обоснования и по-максимуму внедрять технические средства контроля.

Они непредвзяты, независимы и толерантны.

А люди пусть занимаются тем, на что техника пока не способна.

315 Views;

51 Replies to “Как нам обустроить ГАИ. И дороги. Часть первая, ГАИ.”

  1. asharky

    “…Вряд ли кто-то хочет, чтобы они закрывали глаза на все нарушения. Но никто и не хочет, чтобы они цеплялись за всякие мелочи. Как тогда сделать, чтобы гаишник судил “по справедливости”, ибо он – первая инстанция в вопросе существенности нарушения правил?..”

    У нас внедрили, и очень много где, “средства технического контроля” скорости и проч. нарушений (камеры и записи видео). Ни коррупции, ни сотрудников не надо с ручными радарами, ни всякого рода “блатных”. И всё внедрение очень быстро окупается. Далее: http://www.fontanka.ru/2013/04/16/114/ Тоже полезное дело ) Но! Проблема нормальной работы дорожной полиции она очень и очень многогранная. Например грузинам так и не удалось всё сделать по уму: http://puerrtto.livejournal.com/153554.html Единственное: убрали взятки с дороги. Но беспредел ментовский никуда не делся. В общем одна показуха у них получилась: http://puerrtto.livejournal.com/151402.html Резюме: нет тут простого решения. Надо делать как у нас: множество шагов, планомерно, упрямо, и…увы, долго.

    • asharky

      Самое главное забыл, про взятки на дорогах… Пока 75+ процентов водителей будут продолжать считать, что в “решении вопроса на месте” нет ничего постыдного и плохого, всё бессмысленно. Будут и давать, и брать. И это самое сложное в искоренении коррупции: ломка сложившегося в массах менталитета.

        • asharky

          Нет. Придут новые которые считают, что брать – это даже лучше чем давать. И всё повторится. Или где Вы будете брать новых? С ЕС выписывать?

            • asharky

              Троллите меня? ) Ментов, чиновников и проч. гос.служащих. Вот смотрите: у Вас возникла необходимость взять себе помощника (заместителя). Отдел кадров Вам предоставляет пять кандидатур. Все – таджки. Ни одни не знает русского или украинского языка. И что? Найдёте Вы среди них помощника? Вряд-ли. Задача, при подобном раскладе, не решаемая. И совсем другое дело когда ОК предприятия Вам предоставит пяток кандидатур из местных. Ну или, как минимум, знающих русский язык. В общем резюме: кадровый вопрос, по выведению из оборота мздоимцев и наборе на их должности честных людей, если этих честных нет в запасе. И, посему, борьба с коррупцией это прежде всего “борьба за умы” граждан. И только потом все остальные меры, коих может быть очень много и всяких-разных. И ещё ремарка: не стоит рассчитывать на то, что за несколько лет можно полностью искоренить коррупцию. Планируйте лет 40…60 примерно. Чтобы постоянно не разочаровываться.

                • asharky

                  Вы писали:

                  “…Как только нескольких показательно накажут – типа года два условно, так и прекратят…..”

                  Я с этим не согласен. Считаю, что если менталитет у подавляющего большинства населения будет считать коррупцию вполне приемлемой, лично для себя, то сколько не наказывай, и не ставь на эти места новых людей, мало что изменится.

  2. ukrfan

    одобряю. Вообще одобряю всякую оплату по результату. Понятно, что надо корректировать (не следует штрафовать ГАИшника за пробки, вызванные форс-мажором – например, аварией не на его участке или приездом Папы римского – или аварии, вызванные, скажем, гололедом), но это детали. Возможно, еще следует ввести возможность для водителей реагировать на действия (скажем, ГАИшник, проводящий профилактические беседы с каждым пятым водителем просто так, вряд ли будет полезен для дела), но общий вектор правильный.

  3. kurt_eisemann

    Предложение, исполненное нелюбви исключительно к гаишникам. Не учитывается фактор водителей. Пробки и аварии – не только из-за плохого надзора за дорогами, но и из-за дураков за рулем. И далеко не всегда этих дураков можно превентивно вычислить. Было бы несправедливо штрафовать гаишников за проделки дураков.

  4. Аноним

    Мне в общем нравится. Сам примерно так же себе это и представляю. Хотя, я бы брал вопрос шире. ГАИ – вообще не нужна. Должны быть патрули, у которых была бы полная ответственность за свой участок. И за драки и за водителей. Именно так все и работает в США, например. А то получается вообще бред. Едет патруль ППС и видит лихача – нельзя к нему приставать. Едет патруль ГАИ – драка – не наше дело. Что за нафиг?

      • Аноним

        Он предлагает американскую систему, универсальную, когда товарищ полиционер следит за ПОРЯДКОМ, а не как у нас – “один следит за хулиганами, другой следит за дорогой.”

        • a_s_k_e_t

          Ага. перечитал – понял. 🙂 Правильная мысль, да. Но это сложно. У нас почему есть разделение? Потому что в ГАИ хоть что-то знать надо и вежливо разговаривать уметь. И то, например, далеко не каждый экипаж имеет право составлять протокол об аварии. А ППС как правило и законов не знают вообще…

  5. tyler78

    я как-то слушал мнение одного грузинского реформатора, он говорил о том, что, помимо общеизвестных проблем с коррупцией в гаи и милиции, есть и то, что обычно не обсуждают. критерий успешности – по традиции – это процент раскрываемости и прочие цыфири, которые стимулируют махинации т.п. если не ошибаюсь, грузины добавили такой критерий как оценка работы самими гражданами + при формировании новой полиции после реформы отдельным пунктом было “служение людям” в самом серьезном, енпирвычном для совка, смысле этого слова. насколько я понимаю, успешность полиции того или иного района определяется рейтингами – механизм получения рейтингов не помню. но суть идеи именно в том, чтобы уйти от процентов раскрываемости, процент аварий и прочего т.н. статистика совка.

    • asharky

      “…если не ошибаюсь, грузины добавили такой критерий как оценка работы самими гражданами + при формировании новой полиции после реформы отдельным пунктом было “служение людям” в самом серьезном, енпирвычном для совка, смысле этого слова…”

      Верно. И, в итоге, дорожные патрули бросились помогать гражданам, точнее гражданкам, менять пробитые колёса, помогать парковаться и проч. и проч. “услуги” оказывать. А то, что на этой же улице все прут по сплошной – пофиг. Прут и ладно, не докапываться же из-за этого до граждан, которые потом будут высказываться во всяких “рейтингах оценки работы патрульной полиции” )

      • tyler78

        а могли бы как нормальные -прятаться по кустам и на “фены” превышателей ловить. нарушения сплошной могут регулироваться видеокамерами и письмами счастья.

        • asharky

          “…нарушения сплошной могут регулироваться видеокамерами и письмами счастья…”

          В России же так и сделали. Наверное ещё не везде, но в мегаполисах это уже внедрено. Гайцев с носимым радаром уж и не припомню когда последний раз видел.

          • tyler78

            ну правильно. в украине гаишники по старинке в засадах прячутся. а российские гайцы взяток не берут? думаю, что берут, в отличие от грузинских. украинские гаишнике при Овоще вообще оборзели – там сверху планы по сборам дикие были.

            • asharky

              “…ну правильно. в украине гаишники по старинке в засадах прячутся…”

              У нас несколько лет всё ГАИ, всеми возможными способами, противилось внедрению этих самых “средств технического контроля”. Но тему всё же пробили…. местные власти, в ведение которых и поступают все штрафы. И денег выделили на технику, и на МВД наезжали плотно. И теперь всё: процентов 75+ штрафов вообще образуется без прямого участия инспекторов. Даже когда они выставляют “временные средства контроля”, которые выглядят так: http://lrnews.ru/news/full/49145/ Там всё пишется на флешку и под коды. Что-либо изменить – не возможно. Инспектор утром, на разводе, получает эту бню, ставит на трассе, и она работает всю смену автономно. Он сидит в машине патрульной и только статистику может глядеть: сколько камера уже записала на карту нарушений и каких. Вечером карту вынимает и сдаёт в обрабатывающий центр. Там сухо всё это дело раскидывают по письмам. Коррумпироваться просто нет возможности ни на каком этапе.

              “…а российские гайцы взяток не берут? думаю, что берут, в отличие от грузинских…”

              Во-первых: в России теперь просто стрёмно предлагать. С одной стороны статью о взятках несколько либерализировали, т.е. дают либо штраф, либо условный срок, а с другой – сильно подняли штрафы. Типовой штраф теперь: сто крат от попытки дать взятку. Т.е. предложили 1000р гайцу – получите судимость и штраф в 100,000рублей. Предложили 5,000рублей – штраф в полмиллиона. Ну а если что-то вроде пьянки, то это лишение прав однозначно и предлагать меньше 50,000р. как-то вроде и не прилично наверное ) Значит штраф будет в 5,000,000р, а это уже не плохая однокомнатная квартира в Питере. И такой вот нюанс: http://rbcdaily.ru/society/562949990338857 То есть теперь с государством и в эту игру не сыграть. Сейчас уже вообще срок уплаты штрафа по решению суда судебные приставы стали отслеживать в 31 день. Не заплатить – получи второй суд и реальный срок да ещё и строгий режим отбывания наказания. А это точно не сахар ни разу )

              “…украинские гаишнике при Овоще вообще оборзели – там сверху планы по сборам дикие были…”

              У нас тоже всё это было. Т.е. коррупция просто стопроцентная была, в 90-х годах. И конечно и по сей день достаточно ещё осталось. Но всё же уже много лет как можно жить не давая никому. А вот раньше это совершенно не реально было.

                  • tyler78

                    ага, а потом поднялись цены на нефть и вы срочно встали с колен, знаем, знаем. все благодаря путину. но пост был не про владыку всея руси, а про гаи -тут вы молодцы )

                    • asharky

                      Вы мыслите “наизнанку”. Не “Путин пришёл и всё исправил”(с), а элита поняла, что дальше будет уже не как в 1993, а серьёзнее всё. Даже сбежать не успеют. Вот и сбросили Ельцина и призвали более вменяемого. Т.е. это было следование общественному запросу. С ценами на нефть… Дело в том, что на момент прихода Путина, точнее ухода Ельцина, цена на нефть вообще ни играла никакой роли. По Договорам о разделе продукции всё уходило за бугор. Пошлины, по требованию МВФ и “американских консультантов” были отменены. Налоги платились только с прибыли российских нефтяных компаний. В частности пресловутый ЮКОС платил так: добывал “скважинную жидкость”, продавал её в свои же зарубежные оффшоры по формуле цены “себестоимость +$1 за баррель” и с этого самого $1 и платил налоги. В общем рост цены не играл никакой роли при такой схеме. Даже если нефть на мировых биржах была бы по $1000 за баррель, то налог в России исчислялся бы как 30% от одного доллара, т.е. 30 центов за баррель. И всё. Газпром, кстати, в те времена вообще никаких налогов не платил. Они “договорились с налоговой”(с). Как и что – не понятно. Но они были гос.компанией и налоговая с них просто ничего не требовала. Правда время от времени, по звонку из Правительства России, Газпром таки отстёгивал бабла на целевые траты. Дырку залатать какую в бюджете и проч. Но это не было даже системой. В общем такая махновщина была смешная…

            • asharky

              Грузинские… Взяток не берут – отучили. Но! Непотизм никуда не делся. То есть если Вы – племянник дяди Тенгиза, который друг Бачо, который лично знает какого-нибудь полковника МВД Вахо, то.. “особое отношение” у патрульных. А непотизм это тоже считается как коррупция. Просто не монетарная.

      • tyler78

        уж не знаю, какие механизмы реализации они придумали, но велосипед можно и не изобретать -грузины охотно делятся технологиями, было бы желание.

  6. ars333

    Почему нельзя ввести систему поощрения за сообщение о правонарушении? Видеорегистратор full HD качества, который может фиксировать номера, стоит около 100 долларов. Также идет фиксация скорости, ускорения. Едешь себе по дороге, видишь – кто-то нарушает. Бычок выкинул или пересек линию или скорость превысил или пешехода не пропустил. Тапаешь по экрану. Отправляешь видео гайцам – и тебе возвращают половину штрафа. Два штрафа – окупился видеорегистратор. А государству не надо тратиться на бензин, приборы регистрации, даже на гаишников – посадить студентов-фрилансеров на оформление штрафов. Мало того, поскольку такая система увеличит шансы быть оштрафованным практически до 100%, штрафы можно было бы понизить.

    • asharky

      “…Видеорегистратор full HD качества, который может фиксировать номера, стоит около 100 долларов. Также идет фиксация скорости, ускорения…”

      Любой прибор надо время от времени поверять, чтобы его показания были признаны судом в качестве доказательств. Кто это будет делать? За чей счёт? И т.д. Но! Это касается нарушений в которых фигурируют не только кадры (фото,видео), но и исчислимые параметры (скорость и проч.). А вот есть нарушения где достаточно только фото чтобы любой суд мог вынести решение. Чтим: http://android.d3.ru/comments/534334/ Это уже работает в России, в Москве и Питере. Будут, на днях уже, версии и для айфона и для других гаджетах.

        • asharky

          Толсто. Уж что-что, а случай с мерседесом Лукойла разобран 100 раз. И, кстати, за рулём-то уж точно не чиновник Лукойла был. Это хотя бы Вы понимаете? На ТОП-должностях в такой компании как Лукойл за рулём сидит водитель, а не сам ТОП-менеджер. То есть вне зависимости ни от чего именно ТОП-менеджер ответственность в принципе не может нести. Он, скорее, один из пострадавших. Но Вам пофиг, я понимаю. “Москалей – на ножи!”(с) Прыг-прыг…

                    • asharky

                      При первой же огласке – слили бы. А что он знает, так гораздо лучше забыть ) Виновата там тётка. Гнала по самому левому ряду. Опыт не большой – ей не место в этом ряду было. Занесло и впилилась в мерс. Бывает.

                    • a_s_k_e_t

                      Да ей вообще не место на дороге! Кто она такая?! Как у вас еще законодательно не запретили продавать машины смердам?

  7. Аноним

    А ещё можно взяток не давать 🙂 Хоть это и геморно при нынешней системе 🙂 Вообще советую все идеи набросать в фэйсбук Авакову. Он адекватный 🙂

  8. Аноним

    ХОТЬ КТО-ТО предложил ездить ПО ПРАВИЛАМ и НЕ НАРУШАТЬ? люди, я с ВАС в шоке… когда захожу на форумы или в ЖЖ данная тема обсуждаются – тысячи камментов какие они казлы, как с ними бороться, тысячи аргументов против штрафов, миллионы слов, но никто (практически никто) не говорит: – а давайте в городах будем ездить спокойно ( у нас и так раздолье — 60+20, а местами 80+20) – а давайте как только вьезжаем в населенный пункт по дороге (киев -львов) будем сбавлять скорость (вдруг ребенок на дорогу выбежит), – а давайте рядность движения соблюдать – а давайте скидывать скорость когда зеленый мигает, чтоб на желтом уже стоять а не встречать боком джигита слева – а давайте когда будем совершать обгон крутить внимательно головой и сопоставлять скорости обганяемого и встречного – а давайте не обганять там где линия с прерывистой на сплошную меняется, ее не зря такой делают там где дорога петляет Это только мне в голову такое приходит??? про двойные сплошные, красный свет и пьянство (расстреливать надо) я уже молчу так же я молчу про парковки – самый не смертельный вид нарушений, это отдельная тема.

Добавить комментарий

Войти в один клик через соцсеть: