Как нам обустроить ГАИ. И дороги. Часть первая, ГАИ.
Давно хотел написать свои мысли по этому поводу, но в связи с последними событиями как-то руки не доходили.
Обе темы взаимосвязаны, поэтому считаю это частями одной стати, а не двумя разными.
Поехали.
Почему наше ГАИ стало тем, что мы наблюдали за последние годы?
И почему никому, кто даже искренне хотел его преобразовать, не удавалось это сделать?
Да, то, что ГАИ – это коммерческая организация, о чем сообщают всем новичкам, это известный факт.
Но ведь были уже времена, когда их прижали, и они не брали взятки?
Были.
Толк был?
Нет.
Потому что те, кто реформировал систему был сам с мышлением системы.
Поэтому давайте пока отложим взятки в сторону и разберемся с фактической работой гаишников.
Как у нас построена работа с мотивацией обычного гаишника?
У него есть план по протоколам.
Сделал план – работай на карман.
Надо показательно ужесточить – увеличиваем план и гаишники начинают составлять протоколы на ровном месте.
Надо показательно либерализовать – отменяем план и… и гаишники вообще исчезают с улиц и народ ездит как хочет.
Вот собссно к управлению этим планом по протоколам и сводились все реформы в ГАИ на тему эффективности работы.
И что, нет иного выхода?
А зачем я тогда всё это написал?
Давайте ответим себе на два вопроса.
Первый – кто есть гаишник по сути?
По сути он государственный служащий на зарплате у государства, т.е. народа.
Второй – что мы, народ, ждем от гаишников?
Вряд ли кто-то хочет, чтобы они закрывали глаза на все нарушения.
Но никто и не хочет, чтобы они цеплялись за всякие мелочи.
Как тогда сделать, чтобы гаишник судил "по справедливости", ибо он – первая инстанция в вопросе существенности нарушения правил?
Но это уже третий вопрос.
Отвечая на второй – мы хотим, что бы на дороге был порядок.
Что бы не было аварий, пробок, лихачей, "тормозов" в левом ряду, пьяных за рулем.
Желательно, чтобы дорожное движение было грамотно организовано, что снизит число "нарушений из удобства".
Вроде как и всё, остальное несущественно.
Теперь пробуем, исходя из того, что мы платим гаишнику зарплату и того, что мы от него хотим, ответить на третий вопрос, т.е. придумаем ему "мотивацию", что в коммерческих структурах часто является синонимом слова "зарплата".
Т.е. берем то, что мы от него хотим и делаем его зарплату положительно зависимой от выполнения этих условий.
Итак, что говорит нам логика?
Надо сделать так, чтобы каждый гаишник отвечал за свой участок дорог.
Подразделение – за бОльший участок, и т.д.
Чего мы там не хотим? Аварий?
За каждую аварию на участке – штраф.
За тяжелую – большой штраф.
За снижение аварийности – бонус.
За пробки – штраф.
За их отсутствие – бонус.
За рост средней скорости без роста аварийности – бонус.
Фактически – лихачи, пьяные и пр. – это просто то, что приводит к перечисленным выше проблемам.
Видит гаишник лихача, понимает – он опасен.
Будет авария – будет штраф.
Даже если статьи за опасную езду нет – остановит и сделает замечание.
Две 10-минутные лекции и лихач понимает, что быстрее ездить тише.
Сломался светофор? Вызвал техников, сам стал регулировать.
Видит, что аварийный перекресток – проанализировал причину или подал на это заявку в автодор.
Проследил, чтобы исправили и проверил, что ситуация улучшилась.
Постоянно пробки на перекрестке? Аналогично.
Вот при такой системе ГАИ будет заниматься тем, что написано у нее в уставе – профилактикой и предупреждением нарушений и дорожных происшествий, а не наказаниями и поборами.
И гаишник не будет сидеть в кустах с радаром, а заниматься тем делом, за которое мы ему платим.
А вместо радара он что-то придумает для снижения общей скорости движения на опасном участке.
С другой стороны он не будет писать на вас протокол по пустякам, теряя время, за которое он может заработать бонусы (или потерять на штрафах).
Ну и эта часть ГАИ должна быть, наверное, местного подчинения, муниципальная.
А, всё-таки, взятки?
Я уверен, что если выключить "пылесос", когда вышестоящее начальство требует план по налу, уже на 90% взятки уйдут.
Плюс достойная зарплата (с мотивацией), социальная защита, пенсия – т.е. всё для того, чтобы чем дольше гаишник работает, тем больше он боялся потерять работу.
Ну и плюс служба внутренней безопасности – и про взятки можете забыть.
Вот такую схему (в первом приближении) я вижу, чтобы раз и навсегда заставить ГАИ выполнять свои функции и превратить рядового гаишника из врага водителя в его друга.
Что скажете?
P.S. Мне правильно напомнили про средства технического контроля. Собирался написать, но в процессе – забыл 🙂
Думаете почему отменили письма счастья?
Незаконно?
Да, но когда это власть беспокоило.
Просто камере ксиву не покажешь.
Надо подвести законные обоснования и по-максимуму внедрять технические средства контроля.
Они непредвзяты, независимы и толерантны.
А люди пусть занимаются тем, на что техника пока не способна.
У нас внедрили, и очень много где, “средства технического контроля” скорости и проч. нарушений (камеры и записи видео). Ни коррупции, ни сотрудников не надо с ручными радарами, ни всякого рода “блатных”. И всё внедрение очень быстро окупается. Далее: http://www.fontanka.ru/2013/04/16/114/
Тоже полезное дело ) Но! Проблема нормальной работы дорожной полиции она очень и очень многогранная. Например грузинам так и не удалось всё сделать по уму: http://puerrtto.livejournal.com/153554.html Единственное: убрали взятки с дороги. Но беспредел ментовский никуда не делся. В общем одна показуха у них получилась: http://puerrtto.livejournal.com/151402.html Резюме: нет тут простого решения. Надо делать как у нас: множество шагов, планомерно, упрямо, и…увы, долго.
Самое главное забыл, про взятки на дорогах… Пока 75+ процентов водителей будут продолжать считать, что в “решении вопроса на месте” нет ничего постыдного и плохого, всё бессмысленно. Будут и давать, и брать. И это самое сложное в искоренении коррупции: ломка сложившегося в массах менталитета.
Как только нескольких показательно накажут – типа года два условно, так и прекратят…
Нет. Придут новые которые считают, что брать – это даже лучше чем давать. И всё повторится. Или где Вы будете брать новых? С ЕС выписывать?
Водителей? Да у нас полно 🙂
Троллите меня? ) Ментов, чиновников и проч. гос.служащих. Вот смотрите: у Вас возникла необходимость взять себе помощника (заместителя). Отдел кадров Вам предоставляет пять кандидатур. Все – таджки. Ни одни не знает русского или украинского языка. И что? Найдёте Вы среди них помощника? Вряд-ли. Задача, при подобном раскладе, не решаемая. И совсем другое дело когда ОК предприятия Вам предоставит пяток кандидатур из местных. Ну или, как минимум, знающих русский язык. В общем резюме: кадровый вопрос, по выведению из оборота мздоимцев и наборе на их должности честных людей, если этих честных нет в запасе. И, посему, борьба с коррупцией это прежде всего “борьба за умы” граждан. И только потом все остальные меры, коих может быть очень много и всяких-разных. И ещё ремарка: не стоит рассчитывать на то, что за несколько лет можно полностью искоренить коррупцию. Планируйте лет 40…60 примерно. Чтобы постоянно не разочаровываться.
Я писал про тех, кто дает взятки – про водителей. И вы про них же писали – пока будут продолжать давать. Что не так? 🙂
Вы писали:
Я с этим не согласен. Считаю, что если менталитет у подавляющего большинства населения будет считать коррупцию вполне приемлемой, лично для себя, то сколько не наказывай, и не ставь на эти места новых людей, мало что изменится.
Странно. Вы считаете, что население настолько тупо, что если их за взятки начнут сажать, считать это приемлемым? О_о
одобряю. Вообще одобряю всякую оплату по результату. Понятно, что надо корректировать (не следует штрафовать ГАИшника за пробки, вызванные форс-мажором – например, аварией не на его участке или приездом Папы римского – или аварии, вызванные, скажем, гололедом), но это детали. Возможно, еще следует ввести возможность для водителей реагировать на действия (скажем, ГАИшник, проводящий профилактические беседы с каждым пятым водителем просто так, вряд ли будет полезен для дела), но общий вектор правильный.
Следует, по-крайней мере -гололедом – он должен 1) вызвать соответствующие службы 2) поставить предупреждающие знаки.
Предложение, исполненное нелюбви исключительно к гаишникам. Не учитывается фактор водителей. Пробки и аварии – не только из-за плохого надзора за дорогами, но и из-за дураков за рулем. И далеко не всегда этих дураков можно превентивно вычислить. Было бы несправедливо штрафовать гаишников за проделки дураков.
Эти же “дураки” вполне нормально водят в европе. Парадокс?
Мне в общем нравится. Сам примерно так же себе это и представляю. Хотя, я бы брал вопрос шире. ГАИ – вообще не нужна. Должны быть патрули, у которых была бы полная ответственность за свой участок. И за драки и за водителей. Именно так все и работает в США, например. А то получается вообще бред. Едет патруль ППС и видит лихача – нельзя к нему приставать. Едет патруль ГАИ – драка – не наше дело. Что за нафиг?
Не понял 🙂
Он предлагает американскую систему, универсальную, когда товарищ полиционер следит за ПОРЯДКОМ, а не как у нас – “один следит за хулиганами, другой следит за дорогой.”
Ага. перечитал – понял. 🙂 Правильная мысль, да. Но это сложно. У нас почему есть разделение? Потому что в ГАИ хоть что-то знать надо и вежливо разговаривать уметь. И то, например, далеко не каждый экипаж имеет право составлять протокол об аварии. А ППС как правило и законов не знают вообще…
я как-то слушал мнение одного грузинского реформатора, он говорил о том, что, помимо общеизвестных проблем с коррупцией в гаи и милиции, есть и то, что обычно не обсуждают. критерий успешности – по традиции – это процент раскрываемости и прочие цыфири, которые стимулируют махинации т.п. если не ошибаюсь, грузины добавили такой критерий как оценка работы самими гражданами + при формировании новой полиции после реформы отдельным пунктом было “служение людям” в самом серьезном, енпирвычном для совка, смысле этого слова. насколько я понимаю, успешность полиции того или иного района определяется рейтингами – механизм получения рейтингов не помню. но суть идеи именно в том, чтобы уйти от процентов раскрываемости, процент аварий и прочего т.н. статистика совка.
Верно. И, в итоге, дорожные патрули бросились помогать гражданам, точнее гражданкам, менять пробитые колёса, помогать парковаться и проч. и проч. “услуги” оказывать. А то, что на этой же улице все прут по сплошной – пофиг. Прут и ладно, не докапываться же из-за этого до граждан, которые потом будут высказываться во всяких “рейтингах оценки работы патрульной полиции” )
а могли бы как нормальные -прятаться по кустам и на “фены” превышателей ловить. нарушения сплошной могут регулироваться видеокамерами и письмами счастья.
В России же так и сделали. Наверное ещё не везде, но в мегаполисах это уже внедрено. Гайцев с носимым радаром уж и не припомню когда последний раз видел.
ну правильно. в украине гаишники по старинке в засадах прячутся. а российские гайцы взяток не берут? думаю, что берут, в отличие от грузинских. украинские гаишнике при Овоще вообще оборзели – там сверху планы по сборам дикие были.
У нас несколько лет всё ГАИ, всеми возможными способами, противилось внедрению этих самых “средств технического контроля”. Но тему всё же пробили…. местные власти, в ведение которых и поступают все штрафы. И денег выделили на технику, и на МВД наезжали плотно. И теперь всё: процентов 75+ штрафов вообще образуется без прямого участия инспекторов. Даже когда они выставляют “временные средства контроля”, которые выглядят так: http://lrnews.ru/news/full/49145/ Там всё пишется на флешку и под коды. Что-либо изменить – не возможно. Инспектор утром, на разводе, получает эту бню, ставит на трассе, и она работает всю смену автономно. Он сидит в машине патрульной и только статистику может глядеть: сколько камера уже записала на карту нарушений и каких. Вечером карту вынимает и сдаёт в обрабатывающий центр. Там сухо всё это дело раскидывают по письмам. Коррумпироваться просто нет возможности ни на каком этапе.
Во-первых: в России теперь просто стрёмно предлагать. С одной стороны статью о взятках несколько либерализировали, т.е. дают либо штраф, либо условный срок, а с другой – сильно подняли штрафы. Типовой штраф теперь: сто крат от попытки дать взятку. Т.е. предложили 1000р гайцу – получите судимость и штраф в 100,000рублей. Предложили 5,000рублей – штраф в полмиллиона. Ну а если что-то вроде пьянки, то это лишение прав однозначно и предлагать меньше 50,000р. как-то вроде и не прилично наверное ) Значит штраф будет в 5,000,000р, а это уже не плохая однокомнатная квартира в Питере. И такой вот нюанс: http://rbcdaily.ru/society/562949990338857 То есть теперь с государством и в эту игру не сыграть. Сейчас уже вообще срок уплаты штрафа по решению суда судебные приставы стали отслеживать в 31 день. Не заплатить – получи второй суд и реальный срок да ещё и строгий режим отбывания наказания. А это точно не сахар ни разу )
У нас тоже всё это было. Т.е. коррупция просто стопроцентная была, в 90-х годах. И конечно и по сей день достаточно ещё осталось. Но всё же уже много лет как можно жить не давая никому. А вот раньше это совершенно не реально было.
вы молодцы, если так.
У нас наш “майдан” прошёл аж в 1993 (http://www.youtube.com/watch?v=SePD30PFdHU). Потом был дефолт, в 1998 году. И только тогда большинство народу поняло: так дальше жить нельзя. Надо что-то менять, если хотим сохранить страну )
ага, а потом поднялись цены на нефть и вы срочно встали с колен, знаем, знаем. все благодаря путину. но пост был не про владыку всея руси, а про гаи -тут вы молодцы )
Вы мыслите “наизнанку”. Не “Путин пришёл и всё исправил”(с), а элита поняла, что дальше будет уже не как в 1993, а серьёзнее всё. Даже сбежать не успеют. Вот и сбросили Ельцина и призвали более вменяемого. Т.е. это было следование общественному запросу. С ценами на нефть… Дело в том, что на момент прихода Путина, точнее ухода Ельцина, цена на нефть вообще ни играла никакой роли. По Договорам о разделе продукции всё уходило за бугор. Пошлины, по требованию МВФ и “американских консультантов” были отменены. Налоги платились только с прибыли российских нефтяных компаний. В частности пресловутый ЮКОС платил так: добывал “скважинную жидкость”, продавал её в свои же зарубежные оффшоры по формуле цены “себестоимость +$1 за баррель” и с этого самого $1 и платил налоги. В общем рост цены не играл никакой роли при такой схеме. Даже если нефть на мировых биржах была бы по $1000 за баррель, то налог в России исчислялся бы как 30% от одного доллара, т.е. 30 центов за баррель. И всё. Газпром, кстати, в те времена вообще никаких налогов не платил. Они “договорились с налоговой”(с). Как и что – не понятно. Но они были гос.компанией и налоговая с них просто ничего не требовала. Правда время от времени, по звонку из Правительства России, Газпром таки отстёгивал бабла на целевые траты. Дырку залатать какую в бюджете и проч. Но это не было даже системой. В общем такая махновщина была смешная…
Грузинские… Взяток не берут – отучили. Но! Непотизм никуда не делся. То есть если Вы – племянник дяди Тенгиза, который друг Бачо, который лично знает какого-нибудь полковника МВД Вахо, то.. “особое отношение” у патрульных. А непотизм это тоже считается как коррупция. Просто не монетарная.
возможно, возможно. и тем не менее, нам до этого очень далеко.
Была у меня такая мысль, но под видом “граждан” могут фальсифицировать “отзывы” коллеги и их друзья.
уж не знаю, какие механизмы реализации они придумали, но велосипед можно и не изобретать -грузины охотно делятся технологиями, было бы желание.
Офф: http://www.pravmir.ru/v-kieve-neizvestnyie-razbili-pamyatnik-ravnoapostolnomu-knyazyu-vladimiru/ Это правда или ложь российских СМИ?
Не знаю. Долбоебов везде хватает. Особо прохристианенные пилили скифских баб….
В украинских СМИ пока что тишина.
Почему нельзя ввести систему поощрения за сообщение о правонарушении? Видеорегистратор full HD качества, который может фиксировать номера, стоит около 100 долларов. Также идет фиксация скорости, ускорения. Едешь себе по дороге, видишь – кто-то нарушает. Бычок выкинул или пересек линию или скорость превысил или пешехода не пропустил. Тапаешь по экрану. Отправляешь видео гайцам – и тебе возвращают половину штрафа. Два штрафа – окупился видеорегистратор. А государству не надо тратиться на бензин, приборы регистрации, даже на гаишников – посадить студентов-фрилансеров на оформление штрафов. Мало того, поскольку такая система увеличит шансы быть оштрафованным практически до 100%, штрафы можно было бы понизить.
Я не знаю, насколько это правда, но по слухам в Польше можно оплатить дорожную камеру и получать процент от штрафов…
Любой прибор надо время от времени поверять, чтобы его показания были признаны судом в качестве доказательств. Кто это будет делать? За чей счёт? И т.д. Но! Это касается нарушений в которых фигурируют не только кадры (фото,видео), но и исчислимые параметры (скорость и проч.). А вот есть нарушения где достаточно только фото чтобы любой суд мог вынести решение. Чтим: http://android.d3.ru/comments/534334/ Это уже работает в России, в Москве и Питере. Будут, на днях уже, версии и для айфона и для других гаджетах.
Только в россии почему-то власть придержащие типа чиновников лукойл часто каким-то чудом избегают наказания…
Толсто. Уж что-что, а случай с мерседесом Лукойла разобран 100 раз. И, кстати, за рулём-то уж точно не чиновник Лукойла был. Это хотя бы Вы понимаете? На ТОП-должностях в такой компании как Лукойл за рулём сидит водитель, а не сам ТОП-менеджер. То есть вне зависимости ни от чего именно ТОП-менеджер ответственность в принципе не может нести. Он, скорее, один из пострадавших. Но Вам пофиг, я понимаю. “Москалей – на ножи!”(с) Прыг-прыг…
Он разобран 200 раз – 100 с одной и 100 с другой. И как-то выходит, что аргументы той стороны они для меня как-то весомее…
Ну да: то-то Вы вообще не в теме. Почему-то говорите о “наказании чиновника”, хотя за рулём сидел водитель.
Я в курсе, что за рулем сидел кагбе водитель. Но он тоже кагбе прав….
Никто бы не стал его покрывать – зачем? Он никто и звать его никак.
Но в итоге он же не виноват? Водилы часто знают такоет про боссов, что те их защищают по полной. Как минимум – всех любовниц.
При первой же огласке – слили бы. А что он знает, так гораздо лучше забыть ) Виновата там тётка. Гнала по самому левому ряду. Опыт не большой – ей не место в этом ряду было. Занесло и впилилась в мерс. Бывает.
Да ей вообще не место на дороге! Кто она такая?! Как у вас еще законодательно не запретили продавать машины смердам?
А ещё можно взяток не давать 🙂 Хоть это и геморно при нынешней системе 🙂 Вообще советую все идеи набросать в фэйсбук Авакову. Он адекватный 🙂
Проблема в том, что к нему могут только друзья писать, а у него давно уже лимит набран. Если можете – напишите 🙂
Очень грамотно, как водитель – ОДОБРЯЮ ВСЕ ПУНКТЫ!
Спасибо 🙂
ХОТЬ КТО-ТО предложил ездить ПО ПРАВИЛАМ и НЕ НАРУШАТЬ? люди, я с ВАС в шоке… когда захожу на форумы или в ЖЖ данная тема обсуждаются – тысячи камментов какие они казлы, как с ними бороться, тысячи аргументов против штрафов, миллионы слов, но никто (практически никто) не говорит: – а давайте в городах будем ездить спокойно ( у нас и так раздолье — 60+20, а местами 80+20) – а давайте как только вьезжаем в населенный пункт по дороге (киев -львов) будем сбавлять скорость (вдруг ребенок на дорогу выбежит), – а давайте рядность движения соблюдать – а давайте скидывать скорость когда зеленый мигает, чтоб на желтом уже стоять а не встречать боком джигита слева – а давайте когда будем совершать обгон крутить внимательно головой и сопоставлять скорости обганяемого и встречного – а давайте не обганять там где линия с прерывистой на сплошную меняется, ее не зря такой делают там где дорога петляет Это только мне в голову такое приходит??? про двойные сплошные, красный свет и пьянство (расстреливать надо) я уже молчу так же я молчу про парковки – самый не смертельный вид нарушений, это отдельная тема.