Полеты во сне и наяву

Семейство подарило на день рождения полет на вертолете.

Я всегда любил авиацию и в детстве-юношестве мечтал стать летчиком, причем в отличие от многих, которые просто мечтают я прошел путь от кружка авиамоделирования до окончания Малой Воздушной Академии на все пятерки 🙂

К сожалению на момент выборв ВУЗа аваиция была в состоянии распада и было понятно, что это надолго.
Поскольку нет, наверное, более печального, чем летчик без возможности летать, пришлось мне идти по пути второго моего увлечения – в IT.

Но к авиации я остался неравнодушен и еще в тайне лелею мысль осуществить свою мечту – если не в большой, то, хотя бы, в малой авиации.

Так что подарок мне пришелся весьма по душе.

В день рождения для сохранения интриги мне было велено в час дня выдвигаться в сторону Броваров.

Гадая о том, что мне приготовили мои домашние, я прицепом присоединился за их машиной.

Когда мы выехали на окружную Броваров я предположил, что едем стрелять в клуб Сапсан.

Но после того, как клуб проехали, я начал гадать… какие есть аэродромы в той стороне. Аэродром оказался в поселке Гоголевское.

Так что я почти догадался, но не до конца. Понимая, что прыгнуть с парашютом в семействе, где я остался единственным мужчиной на шесть барышень мне никто не даст, я предполагал, что будет полет на небольшом самолете, но действительность оказалась еще интереснее. Пилот открыл левую створку ангара и по изящно торчащей лопасти стало понятно, что мое будущее средство передвижения – вертолет.

Вот такой вот вертолет.


Пилот выкатил вертолет на дорожку за хвост.

Потом колеса сняли и пилот запустил двигатель на прогрев.

На первый взляд кроха, но я с моими 192 на 115 разместился в нем вполне комфортно, хоть определенное чувство локтя и присутствовало…

Полетели. С погодой повезло, видимость "миллион на миллион", очень красиво. Общение – через внутреннее переговорное устройство, иначе мешает шум двигателя. Для этого надо надеть наушники с микрофоном. Микрофон включается автоматически от голоса.

Сперва минут семь меня просто катали. Мы пролетели над дорогой, прошли над бреющем над полем, перепрыгнули через деревья, сделали пару маневров и сели на неприметную тропинку возле небольшого озера. Потом пилот провел мне сокращенный инструктаж.

Упрощенно расскажу про управление. У вертолета (по крайней мере этого) три основных органа управления – рукоять, управляющая наклоном аппарата влево-вправо-вперед-назад с помощью циклического изменения шага винта. Т.е. лопасть винта за время каждого оборота меняет шаг, что приводит к созданию разной подъемной силы с разных сторон, что и приводит к наклону вертолета. Отвечает за это аппарат перекоса, который работает приблизительно так:
270px-Oscillation-pale-hélico
Второй орган управления – две педали на полу, отвечающие за шаг заднего винта. Зачем нужен задний винт? Если у вертолета схема с одним несущим винтом, то получается, что винт для вращения как-бы отталкивается от вертолета. Пока тот стоит на земле, сила трения между его полозьями и землей компенсирует это вращение, а вот когда он летит, то без заднего винта он бы постепенно стал раскручиваться в сторону, противоположную вращению несущего винта. Вот для компенсации этого вращения и предназначен задний винт. Ну и, конечно, он дает возможность вертолету быстро поворачиваться на месте в положении неподвижного зависания.

Приборная панель. (Телефонофото), слева внизу видны педали управления шагом заднего винта:

Ну и третий орган управления – ручка газа, вернее шаг-газ, которая расположена как ручник у автомобиля, но кроме поднимания-опускания имеет еще рукоять вращения. Если мы хотим обеспечить большую взлетную силу, мы поднятием ручки обеспечиваем больший шаг несущего винта. Но при этом его сопротивление воздуху растет, обороты падают, соответственно вращением ручки мы добавляем газ, т.е. мощности двигателю. В более продвинутых вертолетах это автоматизировано – вы выставляете ручной необходимое соотношение, а дальше автомат сам добавляет-убирает газ в зависимости от устанавливаемого шага винта.

Вот и все. Самое сложное считается (со слов инструктора) собственно управление ручкой, самое просто – педали управления задним винтом.

Мне доверили только ручку 🙂 Управление оказалось очень нежным, движения буквально микроскопические. Благодаря знанию теории освоился я достаточно быстро. Оказалось, что для большинства простых маневров ручки вполне достаточно. Наклоняя ее вперед получаешь наклон соответствующий наклон вертолета и движение вперед-чуть вниз, последнее компенсируется легким добавлением газа. Надо следить, чтобы скорость была в пределах 100-120 км/ч. Повороты – наклоном ручки и вертолета влево. Главное было следить за тем, чтобы не напрягать кисть руки, которая так и норовила железным хватом зажать ручку управления.
В итоге все внимание пришлось перенести на ручки и приборы, а на внешний мир поглядывать в полглаза. Зато инструктор сказал, что для первого раза я управляю лучше, чем все его предыдущие ученики и на втором круге даже не страховал ручку (забыл сказать, что все управление сдвоенное).

Вертолет, кстати, украинского производства, его делают в Полтаве.

А пока мы летали, с аэродрома взлетали такие вот самолеты.

Впечатлений море, очень понравилось, совсем не страшно. Периодически приходилось напоминать себе, что мы в настоящем вертолете и сэйвов тут нет 🙂

Сам аэродром достаточно современный. В главном здании есть общая комната с детским уголком…

… и кухней. Так же в здании есть несколько гостиничных номеров.

У въезда – остатки Ми-8.

Ну и для фанатов – видео первых минут полета, пока рулил не я. Потом снимать возможности уже не было…

Если у вас появилось непреодолимое желание добавить меня в друзья, тыц сюда. :))))
Дорогие гости! Дабы не быть забанеными сразу и не бегать потом с траурными воплями про плохого меня, большая просьба перед написанием первого каммента потратить чуток времени и прочесть верхний пост и правила блога в нем, что, несомненно, послужит делу
взаимопонимания и пресечения ненужных обид. Заодно узнаете, кто я и почем почему. Сердечное спасибо!

305 Views;

6 Replies to “Полеты во сне и наяву”

  1. Аноним

    офигенно 🙂 а FPV на моделях самолетов-вертолетов не интересовались? меня тоже летать тянет, но я и высоты боюсь, да и финансово не потяну а вот FPV система на какой-нибудь модели(беспилотник фактически) очень даже интересно и вполне доступно

Добавить комментарий

Войти в один клик через соцсеть: