Норвежские хроники в Военном Музее Осло (часть 3)

Как вы, наверное помните из прошлой части, выйдя из замка мы увидели танк.

(В этой части сперва будут фото, а основной текст – в конце. Так получилось…)

На ель ворона взобралась, позавтракать решила… Саня на танке пьет вискарь из фляги.

Архитектура.

А мне летааать, а мне летааать, а мне летааать…. Охота!

За танком мы увидели пушки и, как зачарованные, пошли к ним.

Прямой наводкой! Ба-бах! Осечка…

Еще один танк.

Что-ли прикупить себе? Как там подвеска?

…и снова танк.

Современный немецкий танк. Пушки кагбэ намекают – хрен угонишь!

Стенд посвящен нападению исламистов на норвежских миротворцев в Афганистане. В 2004 году был взорван автомобиль с четырьмя солдатами, один солдат погиб. Кроме этого в 2006 году, толпа в 300 человек закидало расположение норвежских миротворцев бутылками с горючей смесью
ё

Вот такой красавец современный норвежский пехотинец

Первоначальная схема крепости.

Кораблики, мечи и щит викингов.

Еще макет крепости.

Норвежский солдат первой мировой – обязательно с лыжами.

Макет более поздней крепости

Кораблик.

Вид спереди.

Какой он стройный в профиль.

Пушка на санях…

Томится в неволе поэт молодой.

Оборудование солдата времен первой мировой. Обратите внимание – справа специальный прибор для разбивания бутылок! Нельзя бутылку просто об камень! Специальным прибором только!

Неизвестный науке прибор – мы так и не придумали ему назначение. При переводе рукоятки меняются местами заслонки. Зачем? Суровая норвежская тайна… Может, вы подскажете?

Схемы корабельных битв.

Суровая норвежская засада…

Снова кораблики…

Раненого везут.

Баталия.

Эрликон – зенитное корабельное орудие.

Мина. В углу – прожектор для подачи сигналов.

Резиновая бомба. Подводная мина, сконструированная специально против суперлинкоров – Тирпица и Бисмарка. Точнее, против только Тирпица – Бисмарка на тот момент уже завалили англичане. Вообще эта история очень интересна сама по себе. Вопреки всеобщему заблуждению,  линкоры типа Бисмарк не были самыми мощными военными кораблями в мире. Английский линкор Худ был поболее. Именно он с кораблями сопровождения вышел на перехват Бисмарка и суперкрейсера Принц Ойген, шедших в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда.

Несмотря на мощную поддержку авиации, англичане умудрились так растянуть свои силы, что в итоге на Бисмарк вышел Худ практически в гордом одиночестве, в сопровождении только линкора Принц Уэльский. Тем не менее англичане не менее гордо приняли решение вступить в бой. Так же гордо, после всего лишь пятого (!) залпа линкор Худ, гордость Ее Величества Королевского Флота и пошел на дно. Принц Уэльский сумел уйти из боя.

Но и немцы решили прервать операцию и идти чиниться. Тем временем в замке англичане, собрав эскадру из более чем десяти кораблей и изредка постреливая друг в друга из-за неразберихи, таки их нашли и догнали, после чего Бисмарк, будучи уже потрепан битвой с Худом и Принцем Уэльским, неожиданно развернулся им на встречу. Англичане смело бросились врассыпную, что позволило Принцу Ойгену уйти от преследования и благополучно прибыть в порт десятью днями позже.

Не решаясь более подходить к Тирпицу, англичане вызвали авиацию. В итоге налета на Тирпице погиб один матрос – первый с начала похода (один только Худ унес с собой в пучину почти полторы тысячи англичан). И Тирпиц снова ушел от преследования. Следующий раз англичане обнаружили его только через два дня. В этот раз самолеты действовали более успешно и засадили торпеду ему в рулевое, после чего он уже мог плавать только кругами.

Англичане меж тем подтягивали весь свой флот и разом открыли огонь по Бисмарку.  Тот успешно огрызался в ответ и заставил выйти из боя несколько кораблей. У флагмана англичан начало подходить к концу топливо.  Однако и англичане достаточно быстро добились попаданий в Бисмарк – за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. Наконец смолкла последняя, четвертая, орудийная башня крейсера, после чего капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. Бисмарк до конца не спускал боевой флаг, что позволило крейсеру Родни подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. В итоге, пока немцы по приказу командира минировали самые важные узлы, англичане смело в упор выпустили по нему три торпеды, после чего тот затонул.

Как вы уже поняли, победа была весьма и весьма пиррова. Поэтому сложилась такая ситуация – англичане до усрачки боялись брата Бисмарка – Тирпица, так боялись, что когда им только показалось, что тот вышел на перехват конвоя, дали приказ бросить конвой без защиты и спасать все боевые корабли, что привело к фактическому расстрелу немцами беззащитных транспортов. Этот конвой назывался PQ-17 и вы о нем, наверняка как минимум слышали. Это поистине чернющее пятно на чести Британского Военно-Морского Флота.

Но с другой стороны и немцы до усрачки боялись потерять еще и Тирпиц – говорят бесноватый фюрер, когда ему доложили о гибели Бисмарка орал так, что было слышно сквозь задраенный шлюз его персонального бункера.

Поэтому немцы постоянно прятали суперлинкор, а все остальные пытались его найти. Больше в море он так и не вышел.
В общей сложности сюзники, пытаясь "достать" линкор провели против него 14 (!) боевых операций.
Но мы о мине. Итак, в какой-то момент сюзникам удалось разведать одну из стоянок, где иногда появлялся Тирпиц. Проблема была в том, что как только его засекал там самолет-разведчик, немцы тут же перепрятывали линкор в бесконечных норвежских фьордах и радостно смотрели, как самолеты утюжат пустую бухту. Но как-то раз, посреди бела дня, когда линкор как раз стоял в этой бухте, под ним раздался мощнейший взрыв, от которого Тирпиц буквально перевернулся вверх брюхом.

Что же произошло и в чем секрет? А секрет как раз в этой мине. Она сразу после ее сброса опускалась на дно и была запрограммирована раз в сутки всплывать на глубину чуть менее осадки линкора. Если линкора не было, она погружалась обратно на дно. Но в один из дней она таки наткнулась на Тирпиц….

(по другой версии мина не до конца сгубила Тирпиц, только сделала для него невозможным выход в море, он остался в качестве плавучей батареи и был потоплен при очередном налете авиации)

Чуть выше мины вы видите схему ее работы, растянутую по временной шкале.

Тральная сеть для подрыва подводных мин.

Продолжение следует.

302 Views;

17 Replies to “Норвежские хроники в Военном Музее Осло (часть 3)”

  1. Аноним

    Класний пост, спасибі! “Снова кораблики…” – гадаю, сюжет діорами показує одну з атак Королівських ВПС на “Тірпіц”. “Баталия.” – а тут вже сцени з історії північно-атлантичних конвоїв (одна з найаідоміших історій – знищення конвою PQ-17) Сподобалась гармата на санях – не звично. “Норвежский солдат первой мировой – обязательно с лыжами.” – думаю, це вояк періоду кінця 18-початку 19 ст.

Добавить комментарий

Войти в один клик через соцсеть: