Вплавь из СССР – история уникального побега.
Или, двух побегов? Читайте 🙂
1. Как все начиналось.
Небольшое мое расследование, начавшееся с безобидного комментария к записи в одном недостойном упоминания журнале, оказавшемся более чем ватным, но тогда я об этом не знал – наткнувшись на безобидную запись о Босфоре и получив несколько ответов на свой комментарий я заинтересовался вопросом что привело к бессонной ночи (впрочем, все равно часто не сплю от бессонницы), за это время я прочел две книги и перелопатил кучу другого материалов и статей в сети и написал этот пост. Любопытство – это порок или нет? Впрочем, ладно, поехали.
В том комментарии я указал воспоминания отца моего друга, как при прохождении недружественных (читай не советских) проливов во времена СССР весь экипаж загоняли вниз, а на палубе оставались только особисты с автоматами, дабы никто вплавь не рванул к лучшей жизни. На что мне было указано, что по их личным воспоминаниям ничего подобного не было и все даже фотографировались на фоне "враждебных" берегов.
Мне стало интересно, стал я гуглить интернет и, действительно, ни одного случая побега в проливах не нашел. Но нашел вот что.
Случай водного побега из СССР таки был.
Причем, случай совершенно уникальный.
2. Невероятные прыжок и заплыв Курилова.
Совершил этот побег советский (а затем канадский и израильский) океанограф Станислав Васильевич Курилов.
Его историю вы можете найти в разных источниках, в том числе в Википедии, кроме этого он написал об этом книгу "Побег из курятника", которую так же можно найти в интернете.
С детства он хорошо плавал, закончил школу, потом институт по специальности "океанография" и всю жизнь мечтал посетить тропические страны. Узнав, что путь ему туда заказан (кто не в курсе – из СССР нельзя было выехать без разрешения "компетентных органов", а разрешения ему не давали, т.к. он был потенциальным "невозвращенцем" – у него в Канаде жила родная сестра), он стал готовиться к побегу.
Слава отлично плавал и нырял, в том числе и без акваланга, занимался по самоизданным книжкам йогой, мог несколько дней не есть без ущерба для активности.
В 1974 году, в декабре, все продумав и подготовившись, он приобрел билет на круиз из Владивостока "Из зимы в лето" на теплоходе "Советский Союз" (на фото в заглавии поста). Такие круизы были очень популярны среди не сильно избалованного советского населения и являются уникальным ноу-хау Советского Союза – круиз в никуда. То есть за две недели теплоход из декабрьского Владивостока доплывал до жаркого экватора, описывал там полукруг и возвращался обратно, не заходя ни в один из портов. Что, собственно, и позволило Славе, как и другим гражданам без выездной визы, купить билет на этот круиз.
Несмотря на подготовку, все оказалось не так просто – теплоход был то ли случайно, то ли специально совсем не предназначен для прыжка с него. Вот как описывает это сам Курилов:
Прыжок, прямо скажем, был более чем рискованный – помимо риска попасть на сам винт или подводное крыло, пловца может обратной турбулентностью затянуть под лопасти. Прямо скажем – это надо очень хотеть вырваться на свободу, чтобы решиться на такой прыжок. И это только на прыжок – если получится прыжок, если удастся выплыть, если все пройдет незамеченным и теплоход не остановится и вышлет на поиски мотобот, вот даже если все эти "если" сработают, то пловцу предстоит плыть двое суток до ближайшей земли среди акул и прочих неприятных существ, которыми кишат эти моря, без пищи и воды. Я преклоняюсь перед железным мужеством этого человека.
Было 13 декабря 1974 года. Спустя два дня, 15 декабря, Курилов доплыл до берега острова Сиаргао, Суригао, Филиппины. Некоторое время он провел там в заключении, потом работал чернорабочим на Филиппинах, потом – в Канаде, потом работал в большом количестве различных компаний по всему миру, везде по специальностям, связанным с его любимыми морями и океанами. От Гаваев до дна Ледовитого Океана. Когда его история стала известна ВВС, о нем решили снять фильм. Местом съемки назначили Израиль, куда Курилов и направился. С фильмом по каким-то причинам не получилось, но вернувшись из Израиля Слава не смог забыть полюбившуюся ему страну и в итоге, в 1986 году, переехал в Хайфу, где работал в Хайфском океанографическом институте. 29 января 1998 года в возрасте 62 лет Слава Курилов погиб от разрыва сердца во время подводных исследований в Галилейском море.
Такая вот история человека, захотевшего стать свободным и заниматься любимым делом.
3. А был ли мальчик? Или было даже два мальчика?
Но это еще не все, дорогие читатели. Как вы, наверное, помните, в первой фразе моего поста я упомянул о двух побегах. Так вот, в процессе поиска материалов по Курилову, я наткнулся на неподписанную аннотацию к некой книге "Склонен к побегу" Юрия Ветохина.
Вот эта аннотация: http://world.lib.ru/w/wasilxew_a_j/12hours.shtml
Автор книги, вы удивитесь, советский диссидент, трижды(!) пытавшийся вплавь бежать из СССР, и, в итоге, бежавший… выпрыгнув с круизного лайнера и доплывший до Филиппин!
Далее в аннотации я с удивлением прочел следующее: Случайно в разговоре всплыл писатель Василий Аксенов. Юрий Александрович сказал, что тот задал ему вопрос на встрече с любителями литературы в Вашингтоне (Washington, D.C.). Вопрос касался книги, изданной в Израиле и описывающей жизненный путь Юрия Александровича, но под другой фамилией. Плагиатор сразу выдал себя, написав, что упал в океан из иллюминатора точно в намеченное место. Но пароход-то двигался. Удивительно! Этот израильский опус напоминает старую историю, которой Высоцкий начинал свою "Песню плагиатора". Впрочем, плагиатор наверняка спокоен. Израиль никому не выдает своих преступников, даже убийц.
Я решил разобраться, какой из побегов настоящий, а кто плагиатор. Или, может быть было два побега, ведь все может быть?
Для этого я прочел обе книги и поднял все источники, которые мог найти в интернет о тех круизах и о кораблях, которые туда ходили.
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] – буду их потихонечку выкладывать. Оригинал взят у в Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
О. Соханевич “Только невозможное” http://www.proza.ru/2009/01/28/441
Пользователь nadejda сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] – буду их потихонечку выкладывать. Оригинал взят у в Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Мне рассказывал инженер, служивший в армии на корабле, как в Средиземном море матрос выпрыгнул, но его заметили. И сторожевик, развернувшись, искрошил его винтом.
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] – буду их потихонечку выкладывать. Оригинал взят у в Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Пользователь cattus_de_silva сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] – буду их потихонечку выкладывать. Оригинал взят у в Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] – буду их потихонечку выкладывать. Оригинал взят у в Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Может вам будет интересно побег С. Курилова http://karel500.livejournal.com/33596.html и совсем эдинтичный побег моего приятеля Ю. Ветохина http://karel500.livejournal.com/33469.html
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Вплавь из СССР» в контексте: […] Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Беда в том, что описание теплохода Куриловым СОВСЕМ неверное. не мелочи: 1) У корабля не было завала бортов, наоборот, был заметный развал. Так что никакого “бочонка” препятствующего прыжку 2) У корабля не было подводных крыльев. И стабилизаторов качки тоже не было. 3) У корабля было ДВА винта, а не один. мелочи (их можно найти в тексте Курилова, чуть раньше приведенной цитаты) 1) Корабль никогда не назывался Адольф Гитлер — его название было Альберт Баллин, затем Ханза 2) Он не был построен в 30-ые, а в 1922 3) Он ЗАХОДИЛ в порта свободного мира, к примеру в 1971 года прошел ремонт в Гонконге 4) Ханза был получен по репарации с Германии и сосбтвенность на него СССР не оспаривалась 5) Винты находятся заметно под кормой, попасть в обратную турбулентность можно, но все-таки обычно выбрасывающиеся с кормы люди выплывают. В целом, складывается впечатление что Курилов никогда не был на Советском Союзе (ну или зачем-то врет в деталях).
Сложно сказать. В принципе от таких нервов можно быть в несколько измененном состоянии сознания и не так запомнить. Кстати, СС было, кажется, больше одного, вы точно тот описали?
“Он ЗАХОДИЛ в порта свободного мира, к примеру в 1971 года прошел ремонт в Гонконге”. Это технический рейс без пассажиров. “Винты находятся заметно под кормой, попасть в обратную турбулентность можно, но все-таки обычно выбрасывающиеся с кормы люди выплывают”. Одно дело рассуждать об этом сидя в кресле, другое готовящейся прыгнуть с корабля. Там лёгкий барашек над винтами испугает.
Вова опоздал на встречу на 2ч. 40мин. !!! Премьеру с женой пришлось ждать Карлу!!! Что за воспитание у питерской антилигэнции?
Пользователь buddysan сослался на вашу запись в своей записи «Вплавь из СССР – история уникального побега.» в контексте: […] Originally posted by at Вплавь из СССР – история уникального побега. […]
Пользователь buddysan сослался на вашу запись в своей записи «Вплавь из СССР – история уникального побега. Часть 2. Расследование.» в контексте: […] о тут […]