Вплавь из СССР – история уникального побега.

156685-c9069-17133625-Или, двух побегов? Читайте 🙂

1. Как все начиналось.
Небольшое мое расследование, начавшееся с безобидного комментария к записи в одном недостойном упоминания журнале, оказавшемся более чем ватным, но тогда я об этом не знал – наткнувшись на безобидную запись о Босфоре и получив несколько ответов на свой комментарий я заинтересовался вопросом что привело к бессонной ночи (впрочем, все равно часто не сплю от бессонницы), за это время я прочел две книги и перелопатил кучу другого материалов и статей в сети и написал этот пост. Любопытство – это порок или нет? Впрочем, ладно, поехали.

В том комментарии я указал воспоминания отца моего друга, как при прохождении недружественных (читай не советских) проливов во времена СССР весь экипаж загоняли вниз, а на палубе оставались только особисты с автоматами, дабы никто вплавь не рванул к лучшей жизни. На что мне было указано, что по их личным воспоминаниям ничего подобного не было и все даже фотографировались на фоне "враждебных" берегов.

Мне стало интересно, стал я гуглить интернет и, действительно, ни одного случая побега в проливах не нашел. Но нашел вот что.
Случай водного побега из СССР таки был.
Причем, случай совершенно уникальный.


2. Невероятные прыжок и заплыв Курилова.
Совершил этот побег советский (а затем канадский и израильский) океанограф Станислав Васильевич Курилов.
Его историю вы можете найти в разных источниках, в том числе в Википедии, кроме этого он написал об этом книгу "Побег из курятника", которую так же можно найти в интернете.
С детства он хорошо плавал, закончил школу, потом институт по специальности "океанография" и всю жизнь мечтал посетить тропические страны. Узнав, что путь ему туда заказан (кто не в курсе – из СССР нельзя было выехать без разрешения "компетентных органов", а разрешения ему не давали, т.к. он был потенциальным "невозвращенцем" – у него в Канаде жила родная сестра), он стал готовиться к побегу.
Слава отлично плавал и нырял, в том числе и без акваланга, занимался по самоизданным книжкам йогой, мог несколько дней не есть без ущерба для активности.

В 1974 году, в декабре, все продумав и подготовившись, он приобрел билет на круиз из Владивостока "Из зимы в лето" на теплоходе "Советский Союз" (на фото в заглавии поста). Такие круизы были очень популярны среди не сильно избалованного советского населения и являются уникальным ноу-хау Советского Союза – круиз в никуда. То есть за две недели теплоход из декабрьского Владивостока доплывал до жаркого экватора, описывал там полукруг и возвращался обратно, не заходя ни в один из портов. Что, собственно, и позволило Славе, как и другим гражданам без выездной визы, купить билет на этот круиз.

Несмотря на подготовку, все оказалось не так просто – теплоход был то ли случайно, то ли специально совсем не предназначен для прыжка с него. Вот как описывает это сам Курилов:

“Меньше всего лайнер был приспособлен для побега – как хорошая, добротная тюрьма. Линия борта шла от палубы не по прямой вниз, как у всех судов, а закруглялась “бочонком” – если кто и вывалится за борт, то упадет не в воду, а на округлость борта. Все иллюминаторы поворачивались на диаметральной оси, разделявшей круглое отверстие на две части. Я надеялся незаметно отправиться за борт через один из них, но это полукруглое отверстие годилось разве что для годовалого ребенка! Чуть ниже ватерлинии по обе стороны судна от носа и до кормы были приварены подводные металлические крылья шириной полтора метра. Для прыжка с борта нужно было бы разбежаться по палубе и нырнуть ласточкой, чтобы войти в воду как можно дальше от корпуса и этих крыльев. Такой прыжок трудно выполнить с верхних палуб, где есть разбег, – высота их превышала двадцать метров, и на ходу это мог сделать разве только Тарзан.
После тщательного осмотра кормы лайнера глазами будущего беглеца я понял, что прыгать можно только в двух местах: между лопастью гигантского винта и концами подводных крыльев, там, где струя воды отбрасывается от корпуса.  Расстояние до воды отсюда было метров четырнадцать. Мне приходилось много раз прыгать в море со скал десятиметровой высоты или с надстроек небольших судов. Но с такой большой высоты… на скорости…”.

Прыжок, прямо скажем, был более чем рискованный – помимо риска попасть на сам винт или подводное крыло, пловца может обратной турбулентностью затянуть под лопасти. Прямо скажем – это надо очень хотеть вырваться на свободу, чтобы решиться на такой прыжок. И это только на прыжок – если получится прыжок, если удастся выплыть, если все пройдет незамеченным и теплоход не остановится и вышлет на поиски мотобот, вот даже если все эти "если" сработают, то пловцу предстоит плыть двое суток до ближайшей земли среди акул и прочих неприятных существ, которыми кишат эти моря, без пищи и воды. Я преклоняюсь перед железным мужеством этого человека.

“Полет над водой показался мне бесконечным.
Пока летел, я пересек некий психологический барьер и оказался по другую его сторону совсем другим человеком…
Всплыв на поверхность, я повернул голову… и замер от страха. Возле меня, на расстоянии вытянутой руки – громадный корпус лайнера и его гигантский вращающийся винт! Я почти физически чувствую движение его лопастей. Какая-то неумолимая сила подтягивает меня ближе и ближе. Я делаю отчаянные усилия, пытаясь отплыть в сторону – и увязаю в плотной массе стоячей воды, намертво сцепленной с винтом.
Мне кажется, что лайнер внезапно остановился – а ведь всего лишь несколько мгновений назад он шел со скоростью восемнадцать узлов! Через мое тело проходят устрашающие вибрации адского шума, грохот и гудение корпуса, они медленно и неумолимо пытаются столкнуть меня в черную пропасть. Я чувствую, как вползаю в этот звук… Винт кажется мне одушевленным – у него злорадно улыбающееся лицо, меня крепко держат его невидимые руки.
Внезапно что-то швыряет меня в сторону, и я стремительно лечу в разверзшуюся пропасть.
Я попал в сильную струю воды справа от винта, и меня отбросило в сторону.
Затаив дыхание, я старался оставаться под поверхностью воды до тех пор, пока большое световое пятно кормовых прожекторов пройдет мимо. Вскоре наступила полная темнота. Я выбросил ненужное уже полотенце, надел маску с трубкой и сделал несколько глубоких вдохов. Вода была довольно теплой, при такой температуре можно плыть очень долго. Я надел ласты и перчатки с перепонками между пальцами. Сумка стала больше не нужна. Мои часы со светящимся циферблатом показывали 20 часов 15 минут по корабельному времени, я выбросил их позже, когда заметил, что они остановились.
Лайнер стремительно удалялся”.

Было 13 декабря 1974 года. Спустя два дня, 15 декабря, Курилов доплыл до берега острова Сиаргао, Суригао, Филиппины. Некоторое время он провел там в заключении, потом работал чернорабочим на Филиппинах, потом – в Канаде,  потом работал в большом количестве различных компаний по всему миру, везде по специальностям, связанным с его любимыми морями и океанами. От Гаваев до дна Ледовитого Океана. Когда его история стала известна ВВС, о нем решили снять фильм. Местом съемки назначили Израиль, куда Курилов и направился. С фильмом по каким-то причинам не получилось, но вернувшись из Израиля Слава не смог забыть полюбившуюся ему страну и в итоге, в 1986 году, переехал в Хайфу, где работал в Хайфском океанографическом институте. 29 января 1998 года в возрасте 62 лет Слава Курилов погиб от разрыва сердца во время подводных исследований в Галилейском море.

Такая вот история человека, захотевшего стать свободным и заниматься любимым делом.

3. А был ли мальчик? Или было даже два мальчика?

Но это еще не все, дорогие читатели. Как вы, наверное, помните, в первой фразе моего поста я упомянул о двух побегах. Так вот, в процессе поиска материалов по Курилову, я наткнулся на неподписанную аннотацию к некой книге "Склонен к побегу" Юрия Ветохина.
Вот эта аннотация:
http://world.lib.ru/w/wasilxew_a_j/12hours.shtml

Автор книги, вы удивитесь, советский диссидент, трижды(!) пытавшийся вплавь бежать из СССР, и, в итоге, бежавший… выпрыгнув с круизного лайнера и доплывший до Филиппин!

Далее в аннотации я с удивлением прочел следующее: Случайно в разговоре всплыл писатель Василий Аксенов. Юрий Александрович сказал, что тот задал ему вопрос на встрече с любителями литературы в Вашингтоне (Washington, D.C.). Вопрос касался книги, изданной в Израиле и описывающей жизненный путь Юрия Александровича, но под другой фамилией. Плагиатор сразу выдал себя, написав, что упал в океан из иллюминатора точно в намеченное место. Но пароход-то двигался. Удивительно! Этот израильский опус напоминает старую историю, которой Высоцкий начинал свою "Песню плагиатора". Впрочем, плагиатор наверняка спокоен. Израиль никому не выдает своих преступников, даже убийц.

Я решил разобраться, какой из побегов настоящий, а кто плагиатор. Или, может быть было два побега, ведь все может быть?

Для этого я прочел обе книги и поднял все источники, которые мог найти в интернет о тех круизах и о кораблях, которые туда ходили.

Продолжение следует…

320 Views;

15 Replies to “Вплавь из СССР – история уникального побега.”

  1. peter314

    Мне рассказывал инженер, служивший в армии на корабле, как в Средиземном море матрос выпрыгнул, но его заметили. И сторожевик, развернувшись, искрошил его винтом.

  2. Аноним

    Беда в том, что описание теплохода Куриловым СОВСЕМ неверное. не мелочи: 1) У корабля не было завала бортов, наоборот, был заметный развал. Так что никакого “бочонка” препятствующего прыжку 2) У корабля не было подводных крыльев. И стабилизаторов качки тоже не было. 3) У корабля было ДВА винта, а не один. мелочи (их можно найти в тексте Курилова, чуть раньше приведенной цитаты) 1) Корабль никогда не назывался Адольф Гитлер — его название было Альберт Баллин, затем Ханза 2) Он не был построен в 30-ые, а в 1922 3) Он ЗАХОДИЛ в порта свободного мира, к примеру в 1971 года прошел ремонт в Гонконге 4) Ханза был получен по репарации с Германии и сосбтвенность на него СССР не оспаривалась 5) Винты находятся заметно под кормой, попасть в обратную турбулентность можно, но все-таки обычно выбрасывающиеся с кормы люди выплывают. В целом, складывается впечатление что Курилов никогда не был на Советском Союзе (ну или зачем-то врет в деталях).

    • a_s_k_e_t

      Сложно сказать. В принципе от таких нервов можно быть в несколько измененном состоянии сознания и не так запомнить. Кстати, СС было, кажется, больше одного, вы точно тот описали?

    • Аноним

      “Он ЗАХОДИЛ в порта свободного мира, к примеру в 1971 года прошел ремонт в Гонконге”. Это технический рейс без пассажиров. “Винты находятся заметно под кормой, попасть в обратную турбулентность можно, но все-таки обычно выбрасывающиеся с кормы люди выплывают”. Одно дело рассуждать об этом сидя в кресле, другое готовящейся прыгнуть с корабля. Там лёгкий барашек над винтами испугает.

Добавить комментарий

Войти в один клик через соцсеть: