Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти

Прошлый выпуск

Самая старая площадь в Черновцах – Турецкая, или Турецкий Колодец.
Сейчас называется – Святой Марии.
Колодец до сих пор присутствует.

А вот за площадью раньше были еврейские кварталы.
Первые упоминания о евреях в Черновцах относятся к 15 веку, а к концу 19-го их было около трети населения.
При Австро-Вергрии евреи были полностью восстановлены в правах и получили равное с другими этническими группами представительство в буковинском ландтаге.
Характерной особенностью для Черновцов, сравнительно с другими центрами еврейской жизни, было отсутствие острых проблем между евреями и другими этническими группами.
Среди евреев Черновцов было много интеллигенции, большинство которой получило высшее образование в лучших университетах Европы.

В открывшемся в 1875 г. в Черновцах университете имени Франца-Иосифа пять ректоров были евреями.В начале 20 в. евреи составляли более 50% преподавателей университета, 58% врачей, 76% адвокатов. Президентами палаты торговли и ремесел, а также коллегии адвокатов до Первой мировой войны были евреи. Даже бургомистрами города побывали три еврея.

И ви хочете меня спросить – что, в Черновцах в это время жилось плохо? Нет, скажу я вам. Напротив. Это были года расцвета города. Расцветал бизнес. Проводилось огромное количество ярмарок, фестивалей, культурных мероприятий, спонсировали которые еврейские богатые купцы. Город активно помогал малоимущим. Издавалось множество книг. В те года из города вышло огромное количество поэтов, художников, актеров, писателей. Спрашивается, кому это всё мешало?

Но, видимо, мешало. Сперва в первую мировую город занимают русские. Часть евреев, кто не успел убежать в Чехию, поехали в Сибирь или сразу на кладбище. Потом пришли румыны и основательно проредили оставшихся. Потом пришли снова русские, но уже в виде Советов и снова досталось евреям. Потом Черновцы захватил Гитлер и тут уже шутки кончились и началось все серьезно.

Черновцы перешли в управление румын. Начались массовые казни и экзекуции. Говорят, иногда когда немцы видели, что румыны творили с евреями, они вмешивались, потому что даже для них это было слишком… всего не описать в небольшом посту, если вам вдруг интересно – читайте источники, а лучше поезжайте в Черновцы и узнайте там на месте. Начались высылки евреев, причем их гнали пешком и запрещали использовать даже тачки. Их заставляли идти через Днестр по подвесному мосту без перил, многие падали в реку и разбивались насмерть. Такие высылки продолжались до тех пор, пока мэр Черновцов Траян Попович не сыграл на пыхатости немцев и уговорил их, что будет круто, если евреи, как низшая раса будет прислуживать расе высшей. Траян Попович раздала около 4-х тысяч сертификатов необходимости, подтверждающих, что конкретно этот человек нужен рейху как специалист и спас огромное количество евреев, за что был удостоен звания Праведника Мира. Но, тем не менее, всего было выслано более 30 тыс. человек. Положение высланных евреев в лагерях и гетто Транснистрии было очень тяжелым, смертность среди них составляла около 70% (детская смертность превышала 90%).

После окончания войны многие выжившие евреи вернулись обратно, но часто были неприветливо встречены теми, кто уже успел занять их квартиры и в 1944–46 гг. большинство евреев покинули Черновцы и уехали в Израиль через Румынию. Во время советской власти продолжались гонения на евреев, в основном по религиозным причинам. В течение 80-х активно начал развиваться антисемитизм, поощряемый советским правительством и после Независимости снова большинство евреев уехали. И это был шок для города, который в один момент остался без ученых, политиков, врачей, учителей, деятелей искусства и т.д. В 1979 г. численность евреев в Черновцах составляла 20,8 тыс., в 1998 г. — около четырех тысяч.

При Украине еврейство в городе начало потихоньку возрождаться, действуют еврейские культурные организации. Но это уже не то…

Еврейская школа. На самом деле берут всех, но за школой присматривает община, высокие требования к поступающим – как к знаниям, так и к культуре и свои правила поведения.
На детей запрещено кричать, учителя обращаются на "вы", много экскурсий и нативных обучающих программ.

Мы поехали на старое еврейское кладбище. Оно очень большое, это одно из самых больших еврейских кладбищ в Европе.
Кладбище, как это часто принято у евреев, было задумано и построено как садово-парковый комплекс, и по требованию магистрата четко распланировано, но сейчас тяжело это себе представить – полное запустение и забвение, вот слова, которые первыми приходят в голову, когда попадаешь сюда.

На входе стоит старое полуразрушенное здание ритуальной синагоги Бейт Кадишин. На ней надпись "Цидук дин", что можно приблизительно перевести как Справедливый суд.

Сейчас на кладбище появилась охрана, а до этого вандалы часто ломали плиты на надгробьях. Даже после смерти евреи кому-то мешают, такая вот беспокойная нация.
Потом из этих обломков сделали такой монумент.

Вход в синагогу частично заложен кирпичом, но зайти в нее можно.

Впрочем, внутри совершенно пусто, только остатки старой молитвы на стене, ведь в этой синагоге обычно прощались с умершими.

Кроме евреев тут похоронены мусульманские солдаты австрийской (по другой версии – российской) армии и румыны, казенные в 1941 году. Больше никто не хотел хоронить их на своих кладбищах, только евреи согласились…

Тут похоронены многие выдающиеся еврейские деятели Черновцов, в том числе – первый еврейский бургомистр Эдуард Райс.
Кто-то уже отодрал табличку с именем и повредил табличку с должностью. Еще тут есть могилы Цвиллинга и Цуккерманн, героев фильма "Господин Цвиллинг и Фрау Цукерманн", снятого в 1999 году.

Сложно комментировать эти фотографии. Где-то тут лежат и около девятисот расстрелянных в 41-м году евреев. Тем, кого уничтожили позже и этого не дано. Их могилы неизвестны.

Поэтому иногда ставят кенотафы, чтобы было место, куда можно прийти и вспомнить. В моей семье тоже есть такой.

Я на некоторое время не буду комментировать, вставлю лишь впечатления других людей, тут побывавших.

“Место где мертвые все еще спорят между собой”
Очень замечательное и одновременно очень мрачное место. Наклонившиеся, но при этом стоящие вплотную друг к другу старые памятники с полустертыми буквами действительно оставляют впечатление людей спорящих между собой о чем-то самом важном.

Stas P
Харьков, Украина

“Место, где застыла история”
Старинное кладбище с огромной историей. Множество имен, фамилий, семей… известных и не очень… Да, кладбище находится в плачевном состоянии, но посетить его обязательно стоит. Уже хотя бы для того, чтобы в душе что-то зашевелилось… Почтение и уважение к тем людям, на которых держался город в свои самые суровые годы.
У меня лично проснулось желание начать наводить порядок и привлечь как можно больше людей на помощь, чтобы эта жемчужина Буковины не рассыпалась в прах…

Esty_Stacey_Bogun
Иршава

“Еврейские следы в Черновцах”
Старинное еврейское кладбище, напоминающее о некогда большой еврейской общине города. К большому сожалению, сейчас в неудовлетворительном состоянии, а синагога, кажется, вообще вот-вот рухнет…
ellenica2013
Яссы, Румыния

“Незабываемая атмосфера”
Темный и мрачный, но очень торжественное и спокойное место. Вы можете попасть в этот обветшавший оазис и увидеть много старых могильных камней.
Pavel K
Suceava, Suceava, Romania

Упавшая плита. И некому поправить…

Закат солнца окрашивает развалины синагоги в золотистый цвет и прорисовывает на ней контуры могильных плит.




С кладбища открывается красивый вид на город – единственное, что не смогли забрать у мертвых.

Прямо на входе в кладбище находится могила-склеп главного раввина общины из колена Коэнов. К сожалению, не смог узнать его имя.
Одно из стекол склепа разбито и это одна из тех могил на кладбище, куда люди до сих приносят камни (евреи на могилы носят не цветы, а камешки). А еще сюда приносят записки, как к Стене Плача, причем приносят как евреи, так и представители иных конфессий. Видимо, при жизни он был очень уважаем в городе, если спустя около ста лет после смерти, к нему по-прежнему ходят за советом и помощью.

И как вы думаете, старый раввин после смерти может отдохнуть, или он носит эти записки за пять тысяч километров в Израиль?
Я думаю, что носит. Люди же просят, так что он может поделать…

За экскурсию, общение и помощь огромное спасибо нашему гиду по Черновцам – Людмиле Роговой.
От всей души рекомендую ее как отличного специалиста.
Но учтите, у нее время расписано по минутам, поэтому планируйте заранее – недели за две минимум.
Фейсбук тут, тел: 050 690 70 50

Партнёры экспедиции "Нагорные проповеди":

Партнер по размещению участников экспедиции – сервис онлайн-бронирования Dobovo.com. Квартиры посуточно – практичная альтернатива гостиницам, в разы снижающая ваши затраты.
Навигационный партнёр – сервис картографии TravelGPS. Самые подробные оффлайн-карты Украины, тысячи полезных точек POI для туристов, автомобилистов, различных сервисов и служб.
Туристический партнёр экспедиции – Торговая площадка Yukke. Палатки, спальники, туристическая мебель и посуда – огромный выбор и низкие цены.
Интернет-партнёр – компания Интертелеком, старейший CDMA-оператор Украины. Лучшие тарифы на 3G-интернет и покрытие даже в горах.



509 Views;

41 Replies to “Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти”

    • Аноним

      Тупая антирумынская пропаганда. Особенно это порадовало: “Говорят, иногда когда немцы видели, что румыны творили с евреями, они вмешивались, потому что даже для них это было слишком…”. Это при том, что лагеря смерти организовывали только немцы, а румыны такого никогда не делали. А ещё у читателя создаётся впечатление, что румыны пришли как захватчики. Нет, они пришли как освободители. Буковина – исконно молдавская, то бишь румынская земля, захваченная Австрией в 1775 году.

        • Аноним

          Нет, я не отрицаю, что Холокост был и в Румынии, но тогда все “отличились”, даже украинцы. И в Румынии он был не идеологическим, а, скорее, практическим, как ни цинично это звучит. С вновь присоединенных земель вытясняли “пятую колонну”, которая симпатизировала врагам тогдашней Румынии. Это можно скорее сравнить с депортацией Сталиным неугодных народов, а не с тотальным уничтожением евреев нацистами. Причём “своих” евреев (то есть с земель старого Королевства) румыны почти не трогали.

      • a_s_k_e_t

        Да, да. Этот пост специально писался ради антирумынской пропаганды. Оплачено министерством антирумынской пропаганды. В принципе, глупо спорить, я лично видел документы, читал мемуары и даже общался со свидетелями – то, что творили румыны даже у немцев вызывало шок. Хоть об стену бейтесь. Впрочем, я не буду это тут обсуждать.

        • Аноним

          > Этот пост специально писался ради антирумынской пропаганды. Знаю. Попробуйте сами найти в вашем предложении “то, что творили румыны даже у немцев вызывало шок” острую пропагандистскую направленность. Не можете? Тогда я сам подскажу: в нём и все румыны, и все немцы представлены сплошными однородными массами. И, поскольку все знают, как немцы тогда “решали” т.н. “еврейский вопрос”, то у читателя возникает иллюзия, что румыны были намного хуже немцев в этом вопросе. А это всё есть прямая ложь. Даже немцы тогда были неоднородны, а румыны и подавно. Поэтому как отдельные приличные немцы могли возмущаться тем, что творили отдельные плохие румыны, так и наоборот. Но в целом нацистская идеология была направлена на полное уничтожение евреев, а в румынской идеологии того времени ничего подобного не было, хотя антисемитизм в ней и присутствовал. Но антисемитизм в Румынии того времени ничем особенным не выделялся среди антисемитизмов в остальных странах. Разве что он испытывал прямую подпитку непосредственно от своего восточного соседа – СССР. Не секрет, что коммунистическую идеологию тогда во всей Европе связывали с евреями, а СССР был главным врагом Румынии, который оттяпал от неё большой кусок территории. Непосредственно с этим и была связано обострение антисемитизма в тогдашней Румынии. Естественно, это чёрное несмываемое пятно на истории Румынии, но такие чёрные пятна есть практически на всех странах того времени, учавствовавших в войне. > В принципе, глупо спорить, я лично видел документы, читал мемуары и даже общался со свидетелями – то, что творили румыны даже у немцев вызывало шок. Хоть об стену бейтесь. Глупо, конечно. Особенно зная про лагеря смерти, построенные нацистами для “решения еврейского вопроса”. Ну и см. выше. Кстати, не пробовали этот приём отзеркалить на украинцев? Вспомить хотя бы Волынскую резню. Что, мемуаров и свидетелей маловато? Ну да, мёртвые ни писать мемуаров, ни быть свидетелями не могут.

          • a_s_k_e_t

            Все многословие первого абзаца разбивается о политику обобщений этого блога, описанную в ВП “Тем не менее просьба все обобщения в авторских текстах рассматривать как, несомненно, могущие иметь исключения, особенно если речь идет о человеческих общностях, даже если это не указанно напрямую.” Проще говоря, если пишу, что лежит куча червивых яблок, это не означает что в ней нет некоего кол-ва нечервивых. Кстати, пробовал отзеркалить и да, украинцы в свое время вели себя не лучшим образом в этом вопросе. Другое дело, что у румын это шло от головы – с верхов, а у украинцев – наоборот, верхи с этим боролись. И приводить в качестве примера давно раскрытую провокацию несколько глупо с вашей стороны, хоть реальные погромы украинцами евреев и были. Поверьте, уж у моего народа все на этот счет записано, подколото и ничто не забыто. “Интересно, что в начале войны местные евреи боялись больше румын, чем немцев. Так, евреи города Бельцы, опасаясь румынской армии — слухи об их зверствах уже дошли, — бежали из города. 9 июля в Бельцы вошли немцы, и евреи стали возвращаться в свои дома. По приказу немецкой военной полиции их заключили в гетто. Когда немцы покидали город, они передали его румынам, и те переправили евреев в лес, в лагерь, окруженный колючей проволокой. Там многие узники умерли от голода.” Кроме расстрелов и издевательств, для румынских солдат, в отличие от немецких, было характерно массовое изнасилование женщин и девочек-подростков. В городах Жадово и ряде других женщин изнасиловали, а мужчинам отрезали бороды, многие были убиты. Из 400 евреев Костешты и Криницы в живых остались 40 человек. 5 июля румыны заняли столицу Буковины Черновцы, где еврейское население составляло 50 тысяч человек. Солдаты сразу окружили еврейскую часть города, грабя дома и убивая сотни евреев. На следующее утро убийства продолжались, в течение дня были убиты 2000 евреев. И это тоже соответствовало приказам румынского военного командования.” И хватит защищать своих румын – что было, то было. Нормальные народы принимают произошедшее, обдумывают и делают так, чтобы больше никогда не превращаться в зверей. Украинцы сейчас налаживают отношения и с румынамии с поляками и с евреями и т.д. Иные, как кацапы – никогда не признают своих ошибок и продолжают совершать их дальше, в большем масштабе.

      • a_s_k_e_t

        Буковина – исконно молдавская, то бишь румынская земля, захваченная Австрией в 1775 году. 1) На Буковине большинство населения были украинцы и логично что при образовании Украины эти земли ей достались 2) В наши дни только полные абсолютные психические долбоёбы, полные уёбки и дегенераты типа путина и кацапов думают о переделе земель. Потому что во-первых это ведет к войне, во-вторых в этом давно нет смысла – конкурируют давно не ресурсы а технологии, что еще раз говорит об умственном состоянии этих людей. Как исключение есть только Япония, но там речь идет об островах и правом пользования проливами, в то время как присоединение Буковины не дает Румынии ровно ничего, кроме геморроя.

        • Аноним

          1) большинство населения были евреи))). если говорить об области, то украинцев (русинов) и румын было примерно одинаково в 1918, когда Румыния вернула себе отгрызанные Австро-Венгрией земли Молдовы. Да, в 18-м пришлось подавить сепаратистский мятеж в Северной Буковине. Сепаратисты хотели свою народную республику. И была Буковина вся румынская, до 1940-го года. B сороковом дружественные режимы в лице Молотова и Риббентропа договорились отдать Северную Буковину Украине, никакой логики о национальности населения или желании народа в этом пакте не было, просто передел. аргумент “какого народа больше того и земли”, вообще плохой. Он ведет с одной стороны к сепаратизму и крымнашу, а с другой стороны к геноцидy и насильственной ассимиляции. а потому 2) полностью согласна с этим этим пунктом, хватит делить территорию по национальности. Какие достались земли, там и уживаться со всеми народами которые живут рядом, без передела, сепаратизма или национальной дискриминации. A если есть какие-либо территориальные неудобства, то всегда можно договориться. Как договорились молдаване с украинцами насчет проезда через Паланку в обмен на выход Дунаю.

  1. livejournal

    Пользователь valery_3 сослался на вашу запись в своей записи «Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти» в контексте: […] л взят у в Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти […]

  2. livejournal

    Пользователь holicin сослался на вашу запись в своей записи «Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти» в контексте: […] л взят у в Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти […]

  3. Аноним

    сейчас, с победой истинной демократии и блаженного Майдана, еврейская эмиграция из Украины резко увеличилась. Спрашивается, кому это всё мешало? evreiskiy.kiev.ua/sokhnut-alija-iz-ukrainy-rezko-13372.html

  4. Аноним

    Что касается румын, то там все сложно. Буковина была частью Молдавского княжества, а поскольку Молдова вошла в состав Румынии, то румыны считали, что Буковина их земля, а Россия при поддержке местных сепаратистов отобрала их законные Северную Буковину, Добружу, а потом и Бессарабию. И отдала Украине, почему-то. Поэтому когда с помощью Германии удалось вернуть анексированные земли, румыны начали расправлятся с местными сепаратистами, которые оказались евреями, а румын несправедливо обвинили в холокосте. Потом там не очень с мировой выгорело, кровавый Сталин опять все земли отобрал, зараза. И румынам настучал. Но румыны помнят и ждут, когда наступит справедливость и Романия Маре будет восстановленна в ее исторических границах. И поют жалостливые песни о черновицских румынах, наподобии той, что пела Джамала про крымских татар. Сорри за краткий пересказ истории румын, просто для илюстрации того, что история зависит от того, кто ее рассказывает. И редактирует википедию.

    • Аноним

      Всё правильно, а то из рассказа создаётся впечатление о каких-то иноземных захватчиках, вероломно напавших на чужую землю. Вообще румынский вопрос в Украине – больное место. В ней до сих пор поддерживается совковое подлое разделение одного народа на две части – румын и молдаван, чтобы из одного большого меньшинства сделать два маленьких.

      • a_s_k_e_t

        совковое подлое разделение одного народа на две части – румын и молдаван == тут я не силен, но существование двух раздельных независимых государств не говорит об обратном? А язык? А тот тут многие про россию и Украину тоже кричат мыадиннарот….

        • Аноним

          Тут другой случай. румынский и молдавский язык отличаются меньше, чем допустим, украинские диалекты. существование двух раздельных государств тоже не о чем не говорит, существовали же ФРГ и ГДР.

          • Аноним

            Не воспринимайте мои коменты как критику вашего поста. Он замечательный, правда, и почти безупречен. Спасибо вам за этот материал. Но покоробила фраза “пришли румыны”. Это как для вас завучало бы “когда в Крым пришли украинцы”. Я против передела земель, но и против искажения истории.

          • a_s_k_e_t

            ФРГ и ГДР, особенно вторая не были независимыми и как только ее получили – мгновенно слились в одно, что только доказывает моё предположение.

            • Аноним

              нет одинаковых стран. История одной не дает полного представления об истории другой. немцев пример в том что существование разных стран не говорит о том, что разные народы. но схожие черты есть. Германия – это союз немецких княжеств, Румыния – cоюз латинских княжев. Румыния это объединение Молдова и Валахии. Большой регион Румынии называется Молдова. часть Молдовы yшла в Украину, часть – сталa советской республикой, а часть осталась Румынией. это произошло не по желанию молдавского народа, а по политическим причинам. B советское время продвигалась идея – молдаване не румыны, молдаване отдельный народ именo для борьбы с идеями объединения. Спор о том, разные это народы или нет – больше политический. это как с русинами, например. в Украине их считают одинарод, хотя в той же Румынии – отдельным народом.

  5. Аноним

    Ну так, в догоночку: а на кладбища еврейские громить надгробия разве не русские ходят? Рекомендую автору внести поправку для смысловой целостности текста.

  6. livejournal

    Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти» в контексте: […] л взят у в Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти […]

  7. livejournal

    Пользователь akaliya сослался на вашу запись в своей записи «Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти» в контексте: […] л взят у в Нагорные проповеди: Черновцы ч. 3. Черновицкие евреи – жизнь, смерть и после смерти […]

Добавить комментарий

Войти в один клик через соцсеть: