Трое в Литве, не считая Фиесты, ч. 5

День шестой. Биржай и пиво – поезжай, красиво!

Утро с клаше. Как мы научились искать интересности в Литве. Тигра чувствует себя литовцем. Как сэкономить на пиве. Немного о багажнике Фиесты. Старушка и монах. Яма – это не пещера. Станция узкоколейки. Биржай.  Мостик. Особенности отношений Биржайского замка и шведов. Седло в Паневежисе.

Предыдущая часть…

В Паневежисе мы должны были провести две ночи и… ну и провели их, собственно. J Дальше расскажу, чем мы занимались в перерывах между ночами. Утро первого дня началось с того, что мы выяснили, что ресторан в гостинице не работал, поэтому завтрак нам обещали сервировать прямо в номере, благо был большой стол и стулья. Или мы это выяснили накануне? Неважно. Важно то, что в 8:30 мы сидели и ждали что нам принесут в номер обещанный завтрак. Как ни странно, завтрак принесли, причем на подносах, а тарелки с едой были укрыты клашé. (Не расстраивайтесь. Я тоже только что не знал, как называется эта блестящая железная хрень в виде купола, которой принято накрывать тарелки с горячей едой. А, вы знали? И откуда вас тут таких умников-то понабралось?…..Для самых любознательных еще скажу, что есть вариант названия – клош).  Как видите, гостиница с двухэтажным номером без туалета лишний раз доказала свою противоречивую сущность. Завтраки были достаточно обильные и вкусные, Шушлик и Сурикат, кажется, накануне даже выбирали, чем будут завтракать сами, ну и заодно завтрак Тигре, чтобы его потом поделить между собой, потому что у Тигры, как у настоящего хищника, желудок просыпается только к обеду.

Завтрак с клошами (снято iPhone)

В первый день своего пребывания в Паневежисе мы ездили в замечательный городок Биржай – само название которого как-бы намекает, что это центр литовского пивоварения. Хотя, на самом деле, пиво по-литовски совсем не бир, а алус (alus). Но я в совпадения не верю J.

Но сперва, перед поездкой в Биржай, я решил разобраться с достопримечательностями, вернее с тем, как нам их находить, причем быстро и самим. Опыт Аникщая показал, что мало знать, то, что где-то в каком-либо городке находится достопримечательность. Надо точно знать, где именно, иначе ее либо не найти совсем, либо надо потратить нереально много времени и сил. Но вот этой информации о точном местонахождении всяческих интересностей, мы и не смогли найти перед поездкой – все что есть в инете это рекламы турагенств, которые предлагают туры, в которых тщательно описаны сами достопримечательности, при том, конечно же, совершенно не указано, как их найти. Но организованные туры это же не наш метод! (с)

Процитирую сам себя « Литва – вполне себе такое европейское государство и туризм там достаточно развит. Поэтому практически в каждом небольшом городке есть информационный центр, где вам с удовольствием помогут, кроме литовского, на английском и, скорее всего, русском языках, найти все, что вы хотите, расскажут о чем-то чего вы не знали, подскажут как добраться на вашем виде транспорта и дадут кучу бесплатных брошюр (есть на большинстве европейских языков, включая русский).

Знак, как найти инфо-центр, есть на въездах в город, это обычный информационный синий дорожный знак с латинской «i» кроме этого часто встречаются, тоже на въездах, большие инфо-щиты. Как правило, в инфо-центре есть материалы и по своему региону и по окрестным. Но и это еще не все! Ведь хочется запланировать все заранее, не правда-ли? Ведь обидно будет узнать, что ваш любимый музей выходной именно в тот день, когда вы решили его посетить. Так вот, практически у каждого инфо-центра есть свой сайт, где вы найдете много необходимой информации.» Больше информации и ссылок тут: http://a-s-k-e-t.livejournal.com/9439.html

Но там и тогда у нас не было таких знаний, зато был на iPad-е файлик с брошюркой "Туристические маршруты Средне-балтийских народных ремесел". Там были адреса некоторых достопримечательностей типа пивных заводиков. Но все ведь могло поменяться, да и где гарантия, что на всех заводах есть дегустации? Представив себе, как грустно будет бродить совсем рядом с таким вкусным пивом, не имея возможности его попробовать, Тигра напряг мозги и вспомнил, что внизу брошюрки есть адреса каких-то «инфо-центров», в том числе и Паневежиса. Что это такое мы еще не знали, но Тигра интуитивно надеялся, что там нам могут помочь. И мы  поехали искать инфо-центр. И, даже, как ни странно, нашли, и были мы там радушно встречены, выслушаны, и дадены нам были карты, проспекты и советы. И адрес, уже биржайского, инфо-центра.

Дорога до Биржая, а это километров 70, примечательна только тем, что это трасса Вильнюс-Рига. Появляется много машин с латвийскими номерами, многие из которых ведут себя… не то, чтобы агрессивно, но как-то «нне праффильнно», не так, как мы привыкли в размеренной Литве. Какие-то они суетливые. Но Тигра чувствовал себя уже почти литовцем и поэтому даже раздражался как-то спокойно.

Не  сложно догадаться, куда мы поехали в первую очередь, когда добрались до Биржая. Конечно же, на пивоварню. Но нас ждал облом. Адрес у нас был. И дом с таким адресом был. А вот пивоварни там не было. Не солоно хлебавши в буквальном смысле, мы отправились в центр города, в местный инфо-центр. Там, опять же, нас очень радушно приняли, всё рассказали, всё показали, проспектиков и карт надавали. Там же и посоветовали, где лучше всего попить вкусного пива и, заодно, и покушать (вы же помните, наша компания – страшные обжоры). Заодно выяснили на завтра, как найти питомник зубров.

Распрощавшись с приветливым персоналом информационного центра, мы поехали в сторону пивоварни. Наша цель оказалась на краю города и мы отправились на этот самый край (аж полтора километра). А при пивоварне – даже не дегустационный зал, а целый ресторан. И тут, первый раз за поездку, руль сразу достался Шушлику. Тигра пробовал пиво, пил пиво, еще пил пиво, съел острый суп на пиве под пиво и мясо, маринованное в пиве под еще чуть-чуть пива. Пивных десертов не было, поэтому пришлось пиво пить без сладкого. Рядом был фирменный магазинчик, в котором можно купить пиво этого заводика (сортов двадцать) с собой, как разливное, так и бутилированное, причем ящиками. Выбрав сорт пива, мы приобрели ящик и погрузили в и так полностью забитый багажник Фиесты, чем лишний раз подтвердили старую истину – как бы ты ни был занят, место для пива в твоей жизни всегда найдется.

Небольшое отступление: в багажнике процентов 80 места занимали два чемодана, один на другом. Оставшиеся 20 процентов занимали рюкзачки, кофр, штатив, сумочки, зонтики и прочий хлам. После укладки всего этого в Киеве, в багажник палец некуда было засунуть. И, тем не менее, туда за время поездки еще постепенно вместились: полновесный ящик пива (20 бутылок 0,5), большая стеклянная литровая бутыль с пивом в коробке, две жестяные банки по 3 литра оливкового масла, шесть больших коробок конфет, ну и по мелочи всего. Во время поездки Тигра достиг полного просветления в вопросах укладки багажа и из просто гуру стал Буддой укладки. Теперь, когда он созерцает свой пупок он видит все чемоданы и багажники в мире, в том числе те, которых еще не изготовили.

Недоупакованный багажник Фиесты. В полном варианте артефактов справа не видно, что позволило протащить это все через таможню. Ну кто поверит, что сюда ящик пива поместился? (снято iPhone)

Рядом с нами обедала колоритная парочка – старушка лет восьмидесяти, одетая в скромный деловой костюмчик и священник, похоже францисканец, приблизительно того же возраста. Они пообедали, священник залез за руль здорового но простого внедорожника и они укатили.

Старушка и священник (снято iPhone).

Интересно, что пиво, которое больше всего понравилось Тигре, в магазине стоило в два раза дороже, чем в ресторане. Бережливый и хитрый Шушлик предложил попросить налить пиво в ресторане, но с собой. И получилось! Приветливая официантка сходила за бутылками, похоже, в тот же магазин, и налила нам пива в двое дешевле. Правда, сэкономить все равно не получилось – пока Шушлик отвернулся, Тигра просто заказал в два раза больше пива :).

После вкусного обеда мы поехали искать ближайшую от нас  достопримечательность – так называемые карстовые провалы. Что нам о них говорят источники на сайтах туристических компаний? Приблизительно вот что: « Карстовые разломы. Самая знаменитая карстовая воронка «Коровья яма» в природном заповеднике Караимишкис – единственная  в Литве, самая глубокая пещера. Она скрывает от глаз посетителей 5 подземных ходoв,  в одном из которых  есть маленькое озеро. » Да, вот именно в таком приблизительно виде вы найдете упоминания об этой пещере везде – как об уникальном месте, карстовых провалах, коровьей яме, названной так, потому что там регулярно пропадали коровы и о пяти подземных пещерах с подземным озером.

Тигра представлял себе неспешные прогулки под землей под звуки капающей со сталактитов воды, прогулку на лодке по подземному гроту с озером… Эх, как же мы обломались!….

Сперва мы долго искали. Проскочили чуть дальше (ну а что, Литва маленькая – чуть разогнался и уже куда-то уехал J ), потому что Тигра с пивом внутри – страшный штурман. Он вспоминает свое туристическое прошлое, где главным девизом было «Для бешеной собаки двадцать верст – не крюк» и командует сперва ехать, а потом уже смотрит как оттуда, где оказались, вырулить на правильную дорогу. Но зато мы посмотрели какое-то очень старое поместье с классическим домом с колоннами, которое, видимо, то ли выкупили, то ли вернули хозяину и дом реставрировали. Обстановка вокруг была – просто какой-то конец девятнадцатого века. Большая лужайка, светлый лес и просто ждешь, как из-за дерева появятся барышни в кринолинах, а на дороге появится карета. Впечатление несколько портил стоящий прямо в лесу новехонький ящик электрощитовой.

Дом в поместье

Почти пасторальный пейзаж

Поехали обратно и таки нашли рядом с дорогой первую яму. Да-да, именно яму. Она была ограждена бело-красными ленточками, а вокруг ветер разносил кульки и прочий мусор. Если бы не специальная табличка, разъясняющая, что это такое, я бы решил, что просто выкопали яму, чтобы закопать мусор.

Для понимания – карстовые провалы, коими усыпана земля в той местности, представляют из себя, как правило, круглую яму, наподобие воронки, диаметром 3-10 метров и глубиной до 3-х. В самую большую яму (5 пещер, озеро – ну вы в курсе 🙂 ) можно спуститься на лестнице и, при желании засунуть руку в дырку, которая по недоразумению называется входом – больше ничего не влезет. Уж не знаю, кто и как нашел там эти пещеры (утверждают, что экспедиция спелеологов-аквалангистов в 70-х годах прошлого века), но, скорее всего, это был ученый крот – существо бОльших размеров никак не пролезет. А экспедиция, думаю, на выделенные средства исследовала литовское пиво, все-равно проверить никто не сможет.  Ярчайший пример, как из нескольких ямок в земле можно раздуть туристический объект первой величины, к которому привозят тысячи человек. Туда, кстати, еще вход платный, правда с нас ничего не взяли, т.к. там мы были практически одни и сторожа не наблюдалось. 🙂

Великая достопримечательность – Коровья яма. Нечто черное слева от нижнего края лестницы – вход в пещеру. Вернее, влаз. А совсем точнее – всув. Потому что туда можно только засунуть что-либо небольшое. Как туда протащили корову? Фантастика.

После этого мы поехали в центр Биржая, а по дороге нашли станцию-музей узкоколейки. Выглядит это не совсем обычно. Вроде как и не музей – то есть ни забора, ни табличек, просто большой кусок земли, на котором есть рельсы, стоит один вагон-тягач и вдали ясно видны различные станционные строения. Очевидно, что за всем этим хозяйством следят – все покрашено, не поломано, но, как я уже упоминал, музеем как таковым, это тоже не стало. Просто оставили как было и следят, чтобы не разрушалось. Ну, тоже вариант. Все лучше, чем у нас – все старое снести, сломать и забить забыть.

Бывшая станция узкоколейки.

Также посмотрели Биржайский кафедральный собор, протестантскую кирху и пошли на мостик. Возле Биржая есть большое озеро Ширвена общей площадью около 400 га., с несколькими островами, самое большое в Литве рукотворное, залитое еще князями из рода Радзивиллов (знаменитейшее литовское семейство, первое в Великом Княжестве Литовском получившее княжеский титул от Римской Империи) в оборонных целях при строительстве крепости. Через него и построен деревянный мостик, длиной около 500 метров, чуть ли не самый длинный в Европе цельно-деревянный мост.

Протестантская, она же лютеранская кирха. Чудом уцелела, их в Литве можно по пальцам пересчитать. На задней стороне – следы явно пуль, причем не современных.

Озеро

Мостик

По озеру плавали странные утки, мама с потомством. Странные не в смысле, что у них что-то не так с мозгами, а потому что они выглядели не как обычные утки. Собственно, есть предположение, что это и не утки были вовсе. Но не лебеди точно. А других водоплавающих мы не знаем. Значит, все-таки утки. Только странные. Их маман ныряла под воду, причем бывало оставалась там по минуте, а в это время малые мотались по всему озеру в ее поисках. Потом она где-то выныривала и они неслись к ней, радостно что-то вопя, судя по всему «Кто последний – тот голодный», набрасывались на нее и начинали потрошить через рот, пытаясь, казалось, залезть в нее целиком. Когда клюв самого настырного птенца вылазил у мамаши из задницы мамаше это надоедало, она ныряла снова.
На тот берег мостика у Шушлика сил идти не было, поэтому какой-то очень красивый дворец остался обделен нашим вниманием. Надеюсь, он со временем не захиреет от тоски. Мы просто посидели, свесив ноги на том месте, где перед нашим приходом какие-то мальчишки прыгали в воду. Когда мы подошли, их уже не было. Наверное, уплыли. Может, они тоже утки? Несмотря на отдых на мостике, Шушлик всем своим видом начал проситься домой. Даже сделал вид, что спит. Тем не менее, мы еще полазили по окруженной рвами и насыпями бывшей крепости, позже замку а, в итоге, дворцу, который везде называют "Биржайский замок". Причем свои предназначения и форму, в свое время, он менял не просто так, а при непрошенной помощи шведов. То-есть, приблизительно это выглядело так (не претендую на историческую правду): Радзивиллы построили крепость. Пришли шведы и, хрясь – груда развалин. Отобрали у шведов, восстановили в виде замка. Опять пришли шведы и, снова, хрясь – груда камней. Трудолюбивые, как муравьи, Радзивиллы снова восстановили – уже как дворец в стиле ренесанса. Дальше угадайте что? В общем, третий раз его уже не восстанавливали. То ли надоело, то ли решили, что шведы только за этим и ходят, то ли Радзвиллы к тому времени перевелись. Скажите, вот ведь дался шведам этот Биржай, а? Особенно непонятно, зачем было ломать дворец, ведь он не имел уже военного значения. Может, по привычке, типа шел мимо, рукой махнул – и нет дворца, а, может, примета у шведов такая хорошая была, сломал Биржайский замок – выиграл войну. Так или иначе, уже только при СССР, убедившись сперва, чтобы зря силы не тратить, что шведы уже не такие воинственные, его начали восстанавливать и продолжают это делать до сих пор.

Крепость – Замок – Дворец.

Крепость – Замок – Дворец, вход.

Посмотрев замок, мы пошли обратно к машине и, купив грызунам вкусной клубнички, укатили обратно в Паневежис. Так как было не очень поздно и сидеть в гостинице не хотелось, поехали в центр Паневежиса, гулять на озеро. Сурикат фотографировал уток, залез на памятник седлу и вообще вел себя как неуставший.

Сурикат в седле

Следующая частьТигра голодает. Как живут зубры. Сурикат против Дон Кихота. Кеданай. Недостопримечательный Шауляй. Кресты, кругом одни кресты. Злобный аист. Паланга через Кретингу. Условия жизни в Паланге.

258 Views;

3 Replies to “Трое в Литве, не считая Фиесты, ч. 5”

1. artem_mvr

Вялікі дзякуй за рэпартаж. :))) Вот только в самом начале чтения этого поста хотел написать Вам про ПРАВИЛЬНЫЙ литовский алус, увидемши в конце предыдущего фото неплохого, но таки стантартного пива больших заводов. НО, прочитавши до конца — порадовался за вас. Ибо как там, на Биржайщине, на северо-востоке Литвы самые лучшие традиции броварства. И расположено подавляющее кол-во литовских пивоварен. Кстати, для справки. На реально оставшееся 2,5-2,8 млн населения работает каля 75 пивоварен, из которых крупных 5-6 только. Если есть в планах посещение Вильни, могу подсказать кучку мест с офигительным вкусным алусом, и нефильтрованным и непастеризованным. Ибо из столицы БССР эт ближайщее место с классным пЫвом! :)))